Главная » 2012 » Февраль » 12 » Баба яга: древний демон или инопланетянка?
14:14
Баба яга: древний демон или инопланетянка?
Баба Яга-Костяная Нога непременно связана с воспоминаниями детства. Любой из нас своим подрастающим детям сказку о страшной бабушке из темного леса непременно рассказать сможет.

 Лесная демоница

 "Кто же такая Баба Яга? Почему солидным ученым малоинтересно происхождение образов водяного, лешего или черта, а в родословной» древней старухи, летающей по небу в железной ступе, они копаются не одно столетие? Версий много.

 Попробуем рассмотреть некоторые из них." Баба Яга в сказках — страшная растрепанная, длинноносая старуха. Большую часть времени она лежит на печи и лишь иногда ездит в ступе, погоняя ее пестом и заметая след помелом. Баба Яга артистически распознает «русский» дух, то есть запах человеческого мяса, что и неудивительно, так как она людоедка. Еще она любит женское молоко, и эта черта сближает ее с ведьмой.

 Некоторые исследователи образа загадочной демоницы до недавнего времени утверждали, что Яга происходит от слова «явства», то есть «есть», и что этот образ сочинен древними славянами как страшилка для детей: мол, живет в лесу старая и уродливая людоедка по имени Баба Яга, которая поедает малых детей. Но так ли уж страшен черт, как его малюют? Или дыма без огня не бывает?

 Сторонники версии о демоническом происхождении Бабы Яги полагают, что она являлась некоей привратницей, стоящей на дороге, ведущей в ад либо в иное измерение. А ее избушка на курьих ножках — это врата в Мертвое царство. Дом Бабы Яги, как правило, огорожен частоколом из человечьих костей с черепами. Костяная нога — признак разложения — делает ее живущей одновременно в двух мирах — живом и мертвом.

 Клубок ниток, которым она снабжает главного сказочного героя, не что иное, как нить судьбы. В каждой сказке о Бабе Яге говорится, что в ее избушку не так-то просто войти. «Стоит перед Иваном избушка на курьих ножках, а за ней — одна тьма кромешная, ничего не видать». Герой должен заставить избушку повернуться, а для этого нужно знать и произнести магические слова: «Избушка, избушка, стань к лесу задом, ко мне передом.

 И вот повернулась к Ивану избушка, глядит из окошка седая старушка». Что же здесь происходит? Почему нужно избушку обязательно повернуть? Отчего просто не обойти ее и не войти с другой стороны? Лень или так положено по сюжету, чтобы интереснее читать было? Мы, взрослые, читая детям сказку о Бабе Яге, всегда задаемся этим вопросом, но ответа найти не в состоянии. В чем же загвоздка?

 Очевидно, в том, что избушка стоит на какой-то невидимой грани, через которую Иван никак не может перешагнуть. Избушка открытой стороной обращена к тридесятому царству, закрытой — к миру, доступному Ивану. Вот почему Иван не может обойти избушку, а поворачивает ее. Эта избушка — сторожевая застава. За черту он попадет не раньше, чем будет подвергнут допросу, может ли он следовать дальше.

 Войдя в жилище Бабы Яги, герой слышит: «Фу, фу, фу! Прежде русского духу слыхом не слыхано, видом не видано, нынче русский дух на ложку садится, сам в рот катится». Однако, как утверждают современные исследователи фольклора, запах Ивана для Бабы Яги есть запах человека, а не русского. Иван пахнет как живой человек!

 Яга при появлении Ивана лежит или на печке, или на лавке, занимая собой всю избу. Почему всю избу? Ведь она нигде не описывается и не упоминается как великан. Получается, не она велика, а избушка мала. Яга напоминает собой труп, труп в тесном гробу или в специальной клетушке, где хоронят или оставляют умирать. Она — мертвец!

 Труп в тесном гробу

 …Как известно, первые славяне поселились в центральной части России в X — XI веках. До них здесь жили племена финно-угорской языковой группы, известные в научном мире под названием дьяковцы (от деревни Дьяково). Жизнь этого народа сейчас достаточно хорошо изучена.

 Археологи зафиксировали большое количество останков его поселений, находившихся на территории Московской, Тверской, Ярославской и других областей. Погребальные памятники дьяковцев представляли собой так называемые «домики мертвых» — небольшие наземные деревянные сооружения, в которых находились обожженные человеческие кости (трупы умерших дьяковцы сжигали).

 Рубленые «домики мертвых» устанавливали, как правило, на невысоких деревянных столбиках. "Хоронившие своих соплеменников под курганами славяне не могли не отразить в своих сказаниях странный, по их представлениям, обряд погребения соседей-дьяковцев. Вспомним еще раз сказочное описание того, как Баба Яга располагается в избушке: «Лежит на печке Баба Яга — Костяная Нога, из угла в угол, зубы на полку положила»

 Кстати, у славян вплоть до XIX века тоже существовал обычай сооружать на могилах умерших так называемые «столпы», то есть те же «домики мертвых». Но это не было прямым заимствованием. Обряд захоронения умершего в домовище-гробе, поверх которого затем насыпался курган, со временем преобразовался в обычай ставить на могиле небольшой сруб — обиталище души умершего предка.

 Баба Яга — Костяная Нога в своей деревянной избушке, по определению историка В. Проппа, «напоминает собой труп в тесном гробу или специальной клетушке, где хоронят или оставляют умирать». Она безусловно относится к границе между «этим» и «иным» мирами. Таким образом, Яга — пример того, что происходит при неправильном, по мнению наших языческих предков, захоронении: умерший «зависает» между двумя мирами.

Согласно мнениям других ученых, исследовавших древнюю религию славян, Баба Яга — это изначально языческая богиня и заботливая берегиня. Наши предки многие тысячелетия до принятия христианства поклонялись берегиням, которые хранили благополучие дома и всюду оберегали человека: в лесу, в поле, на воде. Ну а Баба Яга среди берегинь была главной, и хотя и являлась положительным божеством, при случае могла стать и воинствующей защитницей человека, его детей, рода и традиций, Но почему «Яга»?

«Яга», по утверждению специалистов, производное не от слова «есть», а огрубленное от «Яшка». Яшей в славянских песнях называли ящура, некогда жившего на земле и исчезнувшего прародителя всего живого. С этим связано и более понятное — пращур. То есть Баба Яга изначально — прародительница и, как уже говорилось, очень древнее положительное божество славянского пантеона.

 В период насаждения христианства всем языческим богам и божествам, духам, в том числе и оберегавшим людей берегиням, придавались злые, демонические черты, уродливость внешнего вида и характера, непотребные дела и намерения. Так строгая прародительница была превращена новыми ревнителями веры в гротескно-карикатурную злую Бабу Ягу, лесного демона, которым пугают детей.



«Инопланетный след» в русском фольклоре

Вместе с тем существует и теория, согласно которой в образе Бабы Яги наши предки представляли одного из космических пришельцев, посетивших с исследовательскими целями Землю! В самом деле, как можно описать инопланетное существо и его технику, если принципы ее действий и назначение были неведомы либо труднопонимаемы, поведение непонятно и удивительно, внешний вид и речь непривычны, все настораживало, отталкивало, страшило?!

 В сказках о Яге говорится: «Летит в огненной (иногда железной) ступе, пестом погоняет, помелом след заметает». По мнению российского исследователя Юрия Росциуса, здесь возможна ассоциация по внешнему виду и звуковая. Шум двигателя транспортного средства Яги (за отсутствием естественных шумов сходного спектрального состава и интенсивности) мог ассоциироваться с гулом, производимым при работе пестом.

 Вероятно, транспортное средство лесной демоницы было оснащено реактивным двигателем. На мысль об этом наталкивают слова сказочной формулы: «метлой (варианты: «помелом» и даже «огненной метлой») след заметает». Заметает… Значит, место метлы где-то сзади, в направлении, обратном направлению полета, на пройденном пути. Но именно здесь располагается факел реактивного двигателя, в значительной мере напоминающий огненную метлу.

Появление подобной ассоциации в таком случае представляется оправданным и уместным. Интересно, отмечает Росциус, что прибытие Бабы Яги сопровождается бурей и вывалом леса, что можно отнести как на счет действия баллистической волны, так и прямого воздействия реактивной струи, о чем, естественно, древние люди не могли догадаться и чего, безусловно, не могли придумать.

 Жилище Яги, как уже сообщалось выше, описывается в сказках достаточно стабильно: «Стоит избушка на курьей ножке, лежит в ней Баба Яга, из угла в угол ноги уперла, страшный большой нос в потолок уперла». Почему ее дом так мал по сравнению с размерами ее хозяйки? Если отбросить уже рассмотренную версию о гробе, то можно предположить, что описываются габариты и конструкция космического корабля, служащего временным обиталищем инопланетянина на Земле.

 Тогда легко находят объяснение теснота жилища, а также «курья ножка», на которой стоит НЛО. С тех же позиций находят себе объяснение и уродство Яги. Логично предположить, что она описывается такой страшной в силу значительных отклонений ее вида от земных канонов красоты. Некоторые «нынешние» представители инопланетной расы, с которыми доводится встречаться «контактерам», также, согласитесь, далеки от совершенства.

 В одной из сказок о Бабе Яге говорится: «Кости у нее местами выходят наружу из-под тела». Не напоминает ли вам это описание инопланетного «рептоида», имеющего костные либо роговые фрагменты поверх мышц? Постоянные упоминания в сказках о людоедстве Яги можно рассматривать не как кровожадность, а как свидетельство «лабораторной деятельности», которую наш предок просто не мог понять. Баба Яга не ела людей, а экспериментировала с «человеческим материалом»: проводила хирургические операции, удаляла кровь…

В общем, делала все то, чем инопланетяне занимаются на Земле и сегодня! Представив по своему разумению в зловещей, кощунственной или мистической окраске увиденное, древние люди, заключает Юрий Росциус, ужаснулись, и рассказы донесли до нас отголоски этих переживаний, превратившихся в легенды о злобной Бабе Яге…


Геннадий ФЕДОТОВ

 Аномальные новости
Категория: Мистика и тайны религии | Просмотров: 5152 | Добавил: Pacak | Теги: ИНОПЛАНЕТЯНЕ, Баба Яга | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1  
И за что так не любят бедную Бабу Ягу. Живет себе , никого не трогает. Да еще должна всех Добрых Молодцев попарить в баньке, накормить, распросить, помочь. А ее почему то ругают. Ну ведь ни в одной сказке она никому ничего плохого не делает. biggrin

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]