Главная » 2020 » Январь » 15 » Люцида и обскура – «фотоаппараты» эпохи Возрождения
18:34
Люцида и обскура – «фотоаппараты» эпохи Возрождения
Уже давно ученые и художники обсуждают вопрос о том, как живописцам в эпоху Возрождения вдруг стали удаваться невероятно реалистичные картины.

Одним из возможных объяснений считают использование новейших для того времени оптических приборов. Споры о том, что великие мастера прошлого, возможно, немного «жульничали», срисовывая контуры изображения с их проекций, до сих пор не утихают.

Масла в огонь подлил в 2000-х годах известный британский художник Дэвид Хокни, который провел ряд экспериментов и в принципе подтвердил эту «конспирологическую» теорию.


Классик британского искусства, который в последние годы считается самым дорогим и продаваемым художником в мире, около 20 лет назад неожиданно задумался над феноменом живописи Ренессанса. Почему, собственно, до этого времени художники принципиально рисовали достаточно плоские картины, явно не имея представления о перспективе, и вдруг неожиданно начинают создавать невероятно реалистичные шедевры. Началось все с того, что современному гению вдруг пришло в голову рассмотреть рисунки старинного мастера Огюста Доминика Энгра под лупой. Этот художник – гораздо более поздний, жил он в XIX веке, но является ярким представителем французской академической школы. Пытаясь разгадать тайну его невероятно реалистичных работ,

Хокни вдруг заметил сходство в нанесении линий Энгра с некоторыми работами Энди Уорхола. А надо сказать, что лидер поп-арта иногда очень прозаически «баловался» в своем творчестве – проецировал фотографии на холст и перерисовывал их. Так, например, был создан знаменитый портрет Мао.

Хокни предположил, что свои рисунки Энгр создавал при помощи камеры-люциды. Это устройство с помощью призмы позволяло получать на бумаге оптическую иллюзию рисуемого изображения. Художнику оставалось лишь обвести его и дорисовать детали. Устройство было описано еще Иоганном Кеплером в начале XVII века, но сконструировали его только через 200 лет.



Рисование портрета с помощью камеры-люциды, 1807-й год

Хокни заинтересовался этим вопросом и провел настоящее научное исследование: он собрал множество репродукций работ старых мастеров и развесил их по стене, расположив по времени создания, и регионам - север наверху, юг внизу. Проанализировав затем уровень реалистичности картин, Дэвид увидел резкий «перелом» на рубеже XIV-XV веков. Логично было предположить, что причиной могли быть изобретенные в это время оптические устройства. Камера-люцида отпадала, так как ее запатентовали только в 1807 году, но ведь еще со времен Аристотеля известно было более простое устройство, также позволяющее получать проекции изображения – это камера-обскура, знаменитый прообраз фотоаппарата.

Упоминания о камере-обскуре встречаются еще в V—IV веке до н. э. — последователи китайского философа Мо-цзы описали возникновение перевернутого изображения на стене затемненной комнаты. Это и есть принцип работы подобных устройств. Световые лучи, отражаясь от ярко освещенных объектов, проходят через небольшое отверстие, границы которого служат линзой, и создают перевернутое изображение. При правильной настройке на стене темной комнаты можно получить отражение предметов и обрисовать их. Именно так выглядели первоначальные камеры – это были достаточно большие устройства, которыми пользовались, находясь внутри.



Принцип действия старинной камеры-обскуры

В древние времена такие темные палатки использовали для наблюдения за астрономическими явлениями (затмениями солнца, например). Ученые считают, что первым для нужд живописи камеру-обскуру приспособил, конечно, Леонардо да Винчи, ведь именно он подробно описал ее в своем «Трактате о живописи». Через 150 лет после великого гения Возрождения это устройство сделали портативным и оснастили линзой – теперь камера представляла собой небольшой деревянный ящик. Зеркало, установленное в нем под углом, проецировало изображение на матовую горизонтальную пластину, что позволяло переносить изображение на бумагу. Известно, что именно такую камеру использовал в работе Ян Вермеер.



Некоторые детали картин Вермеера находятся "не в фокусе",
что доказывает использование им при работе оптических устройств с линзой

Чтобы подтвердить свою догадку, Дэвид Хокни привлек к работе физика Чарльза Фалко, перешел к практическим экспериментам и попытался воспроизвести с помощью таких же оптических устройств фрагмент картины Яна Ван Эйка «Портрет Четы Арнольфини». Взяв только одну люстру для работы, художник нашел ее аналог и попытался нарисовать, используя такие же технические устройства, какими располагали художники в 1434 году, именно в это время была создана картина. Ему это удалось, только используя выгнутое зеркало в качестве линзы. Однако именно такое зеркало и было изображено на картине, поэтому объединенная команда художников, физиков и историков результатами своих исследований осталась очень довольна.



Ян Ван Эйк "Портрет Четы Арнольфини" и фрагменты картины

У данной теории до сих пор находятся противники, однако на сегодняшний день можно считать практически доказанным, что революционный скачок в живописи, который сегодня связывают с эпохой Возрождения, на самом деле произошел во многом благодаря новейшим для того времени оптическим устройствам, которые «научили» художников рисовать предметы в перспективе.

Кстати, следующим шагом в развитии искусства считают изобретении фотографии. После того, как желание человека запечатлеть реальность как можно более достоверно было таким образом удовлетворено, живопись смогла освободиться от оков реализма и начала движение в прямо противоположном направлении, но это уже, разумеется, совсем другая история.

Источник: https://kulturologia.ru
Категория: Тайны истории | Просмотров: 346 | Добавил: zvezdo4et | Рейтинг: 5.0/3
Всего комментариев: 17
2
1  
Интересно, кому в голову пришло срисовывать с изображения линзы? Браво))) Но высший класс - это рисовать с натуры smile

3
2  
То ли ещё "откроется"-обнаружится... В 19-м веке был беспроводной сканер-принтер-факс, передававший изображения на большие расстояния. На этой основе был и прототип нынешнего телевизора... Всё было благополучно забыто и "изобретено" вновь... cool

3
3  
Согласен. Вот ещё из недавнего:

https://youtu.be/TH7-M-CbjYk


1
6  
Спасибо!

1
8  
Хороший ролик, я подписан на автора.

1
4  
19 век
Москва
Фили
Приказ загнанного в угол после поражения на Бородинском поле Кутузова о применении ядерного оружия
После чего французская армия начала блевать и поносить а русская наступать

3
7  
Цитата
После чего французская армия начала блевать и поносить а русская наступать

Это постарались местные крестьяне, у которых силой забирали провиант. Траванули французиков, вот и результат. Партизанское движение никто не отменял)))

4
10  
Дизентерия была страшным бичом всех армий времен Средневековья вплоть до 18го века. Как правило, небоевые потери от дизентерии превышали потери боевые. Солдаты в походных условиях часто не мыли рук перед употреблением еды, и результат быстро сказывался. Когда Петр 1й предпринял первый поход на Азов, в русском войске под конец осады болела половина армии. Пришлось отступать и бросать раненых на произвол судьбы, потому что не было столько телег, чтобы всех вывезти. Как потом эту проблему решали - не знаю. Но вполне вероятно, что наполеоновское нашествие - это последний пример того, как грязные руки и обусловленная ими дизентерия выкашивают армию.

4
14  
Тупо сказать -- антисанитария была всемасштабная... biggrin

3
5  
Такое вполне возможно. Более того, не удивлюсь, если что-то похожее знали и древние, почему бы и нет.
В конце концов, они тоже были Хомо сапиенс.

2
9  
Вполне возможно
Только крестияне так траванули что на следующий год наступила ядерная зима

Термодерное: чеснок , перец, 60 градусная самогонка, немытые носки,портянки

4
13  
Действительно -- "термоядерный" ассортимент... biggrin

2
11  
Арнольфини на картине похож на Путина. cool

4
12  
Больше похож на "Arion"... biggrin

2
15  
Цитата
Арион — божественный конь в древнегреческой мифологии

Это из википедии.

Почти как в анекдоте:
- девушка, вы наверное ждёте рыцаря на белом коне? Так вот он, я.
- а рыцарь где?

2
16  
Ага, прям-таки конь в пальто! smile

1
17  
Ну, наконец-то признался... biggrin tongue

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]