Главная » 2018 » Апрель » 29 » Примаскалили в XXI век
10:51
Примаскалили в XXI век
Эти люди всегда рады гостям и готовы от души побахорить обо всем на свете. А еще до отвала накормят настоявшимися в печи щами и напоят вкуснейшим топленым молоком, ну разве что предложат потом немного обызъяниться.

А как же иначе? На туристах в кацкарских деревнях зарабатывают даже подеренки, но и те, и другие расстаются довольными и счастливыми.

Русские среди русских

Кацкари — это самоназвание небольшой субэтнической группы русского народа, территориальной общности, исторически замкнутой на себя. Так именуют себя жители нескольких десятков деревень, расположенных по берегам реки Кадки в Ярославской области. Сегодня их насчитывается чуть более полутора тысяч человек, и все они так или иначе связаны друг с другом кровным родством.

Они сохраняют общинный уклад и помнят собственных предков до десятого колена, то есть фактически с конца XVII столетия. Удивительное дело — всего в паре-тройке сотен километров от Москвы существует целый мир, о котором в столице, да и не только в ней, мало кто знает. У кацкарей свой язык, причем совершенно живой, в долине Кадки на пространстве Кацкого стана он в полном ходу.

До 2011 года его даже преподавали в местных школах. Но потом из-за реформы образования, одним из элементов которой стало пресловутое объединение образовательных учреждений, его пришлось изъять из программы, ибо нет такого предмета в государственном образовательном стандарте. А потом и школы стали закрываться.

Формально кацкий считается диалектом русского языка. Но помимо оригинального произношения вроде мягкого «р» или безударного «ё», в нем насчитывается более двух тысяч оригинальных слов, которых нет в литературном русском, поэтому без специальной подготовки заволосному (то есть чужаку, «приехавшему из-за волости») не понять, о чем кацкари бахорят (разговаривают) между собой. Впрочем, хватает даже небольшого мастер-класса, чтобы переключиться на их волну. А кацкари только рады. Они вообще настроены на взаимопонимание.

В доме моем

Монетизировать свое культурное своеобразие кацкари научились совсем недавно. В деревне Мартыново — одном из крупнейших кацких селений, где насчитывается около 160 коренных жителей, — работает оригинальный этнографический музей. Совсем небольшой, он тем не менее имеет все основания претендовать на звание одного из лучших в центральной России, в исторической сельской местности, в самом сердце Золотого кольца.
 

Музей кацкарей обосновался в избе Александры Ивановны Григорьевой

Начало ему было положено в 2000 году, когда местная жительница, 87-летняя Александра Ивановна Григорьева, перебралась к дочери в город, а свою огромную крестьянскую избу 1910 года постройки продала. Так случилось, что ее дом выкупила администрация Ярославской области и передала в распоряжение клуба «Кацкая летопись», много лет издававшего одноименный журнал, а также занимавшегося изучением истории, культуры, этнографии и языка жителей Кацкого стана. Сегодня Музей кацкарей объединяет уже три избы с многочисленными хозяйственными постройками и подворьем с домашними животными.
 

Кацкий считается диалектом русского языка, но без подготовки поймешь его не сразу

Музей расположен в стороне от основных маршрутов Золотого кольца, примерно в часе езды от Углича или Мышкина. Сегодня его посещает около 20 тысяч человек в год, преимущественно в составе организованных туристических групп. Но есть и дикари-энтузиасты. Причем их число от года к году растет.

Правила жизни

Туристическая программа мартыновского музея предполагает активное и максимально полное (насколько это возможно в пределах нескольких часов) погружение гостей в мир традиционного кацкого быта. В общем и целом он, конечно, не сильно отличается от деревенского быта среднерусской полосы.

Те же крепкие, коренастые, выстроенные вокруг русской печи дома. Те же небольшие комнатки, полати, сундуки, чердаки, погреба и крытые скотные дворы, «сбереженные» от дурного глаза иконками. Но коллекция с неповторимым кацким колоритом подобрана с таким вкусом и тщанием, что, безусловно, заслуживает внимания.
 

Крытые скотные дворы «сберегали» от дурного глаза иконками

В одном из домов собрана очень представительная экспозиция предметов повседневного быта — от деревянных утюгов до парадных саней, дающая представление не только о нелегком повседневном труде, но также о разных промыслах, праздниках, отходничестве и прочих значимых событиях в жизни обитателей деревни.

Здесь можно узнать, например, почему парни не подворачивали голенища сапог и завивали волосы, отправляясь на танцы в соседнюю деревню, зачем незамужние девушки плели льняные конные уздечки-обрати, как из бычьего пузыря изготавливали громотухи (погремушки) и для чего малолетних детей привязывали на кухне широкой полоской холщовой ткани.

Традиции и ритуалы — это своего рода культурные коды, которые позволяли аккумулировать, сохранять и транслировать социально значимую информацию, даже не прибегая к помощи слов. А иные вещи, например в том, что касалось выражения личной симпатии между молодыми людьми, в условиях деревенской жизни было проще показать, сообщить предметами, жестами или определенной последовательностью действий, нежели высказать вслух.

Эта культура каким-то чудом пережила революцию. Сегодня она еще вполне актуальна, но стремительно исчезает, как и вообще любая деревенская культура. Тем ценнее музеи, подобные мартыновскому.
 

На подворье полно всякой живности, которую можно покормить и погладить

На выходе со двора в небольшой лавочке можно обызъяниться, то есть сделать изъян в собственном кошельке, прикупив свежайшего сотового меда, пакетик душистых трав, вышиванку, деревянную свистульку или какую-нибудь другую бесполезную, но страшно милую рукодельную безделушку. Музей реально кормит сегодня всю деревню. На подворье полно всякой живности — овцы (кстати, знаменитой романовской породы), коровы, лошади, гуси, куры. Их можно покормить и погладить. И это занятие увлекает взрослых едва ли не больше, чем детей.


Еда и счастье

После осмотра экспозиции, где, кстати, можно все потрогать и не спеша рассмотреть в мельчайших подробностях, гостей приглашают за кацкий стол. Традиционный обед начинается не с салата — не по-деревенски все это, — а с тарелки-другой наваристых щей, изрядно истомившихся в настоящей русской печи. Их непременно следует щедро приправить ложкой сметаны из томленых сливок, а закусить прежонцом — пышным и вкусным пирожком.
 

«Белой Коровой» кацкари называют Солнце, которое символизирует добро и счастье

Далее следует «второе» из курей и мятой картошки, опять же томленой в печи, да вдобавок сдобренной топленым маслом, что наделяет ее совершенно необычным вкусом. К этому блюду и подают, наконец, «салаты» — квашеную капусту да соленые огурчики с чесноком, один вид которых вызывает обильное слюноотделение. В завершение обеда — чай на травах да топленое молоко удивительно чистого, полного, насыщенного и глубокого вкуса, сладковато-пряное и оттененное печным дымком. А вот десертов тут нет (ложка меда не в счет), но после такой трапезы оно и к лучшему.

Весь мир — театр

Немного осоловевшим, изрядно расслабленным и внезапно растерявшим всю свою столичную суетливость гостям вежливо предлагают урониться (сходить в туалет) и приглашают во дворик другой избы — по соседству.

Там разыгрывается небольшое представление — очень простое и страшно веселое коменничаньё — на кацкарском же наречии: о непутевом крестьянине, который сначала просыпал пуд гороха, а потом перебил всех поповских кошек, чтобы угодить жене, да о практичной крестьянке, которая все никак не могла женить великовозрастного сына. Гляженных (зрителей) активно вовлекают в представление, и те вдруг, сами того не ожидая, начинают лихо бахорить по-кацки ко всеобщему веселью.
 

Обязательным элементом туристической программы является веселое коменничаньё

Вся программа выстроена предельно грамотно, органично и ненавязчиво. В ней нет ни пошлости, ни наигранности, ни нарочитой лубочности — ровно потому, что в мартыновском музее не реконструируют давно минувшую жизнь, а сохраняют живое. От посещения Мартыново остается радость неожиданного человеческого открытия и долгое послевкусие теплого детского восторга — роскошь по нынешним временам почти забытая.

PS
В старом кацком мифе есть такие слова: «Пусть к вам Белая Корова примаскалит!» Белой Коровой кацкари называют солнце, которое символизирует добро и счастье, а глагол «маскалить» выражает движение. В переводе с кацкого это означает пожелание всяческого благополучия. А это лишним никогда не бывает.

Александр Сидоров
Категория: Тайны истории | Просмотров: 501 | Добавил: Pacak | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 22
3
1  
В Пышминском районе есть деревня Мартынова. Хотя ничего удивительного в этом нет. Мужское имя Мартын раньше не было редкостью.

Там обычные люди живут, не Кацкари.

1
2  
Статья норм, но в конце перебор вскрылся biggrin

" Белой Коровой кацкари называют солнце "

Маразм зашкалил. Риторически можно задать вопрос, а тогда белую корову эти кацкари КАК называют ? Зеленым пингвином, наверное.

3
4  
Крокодила точно киркодилом называют

3
3  
Интересная,добрая безобидная статья
И интересные возника.т мысли об наречиях
Например в Сибири один мальчик сказал- Жрать хочется а тут ещё и шурагайки ходят
Многие подумали что дурачок, а оказалось что щурагайки-щуки
В Канаде оборигеневшие старые украинцы то же такую чушь несут что иногда диву даёшься, но это понятно-они выходцы из сёл и им простительно
А вот насчёт украинского языка хорошо сказал император всея Руси кажется Александр: Нет такого языка -украинского есть неправильный русский
Чисто по русски или по украински говорит только диктор на телевидении ну и ректора университетов (ну и я тоже)
Остальные, естественно гутарят на том на чём горазд и в зависимости от уровня родителей

3
5  
Украина долго была разделена на западную и восточную, поэтому и говорят по разному. Особенно в районе города Чоп. Там даже венгерских слов много употребляют. (Сам там был)

3
6  
Статья добрая, но жаль этих людей. Превратились они по аналогии с североамериканскими индейцами в наглядный экспонат, в музейный экспонат.

Хотя если нет других источников дохода, то и это хлеб.

3
7  
Глагол - примаскалить меня тронул. Маскаль - значит быстрый или...? Пока не понял)

3
8  
В статье Примаскалить переведено как Прийти. Я бы его перевёл как Приласкать. И созвучное и по смыслу подходит.

Хотя с этими асоциациями можно далеко зайти. Шкондыбать, пришкондыбать у нас применяется как слэнговое слово, а в Украине его даже в газетах пишут, в смсле приковылять.

3
9  
Маскаль - приходящий, пришелец?

2
10  
Имеешь ввиду от слова Мосол? То есть большая кость в ноге. Идти - шевелить мослами?

2
16  
В старорусском было ещё слово лытать от слова лытки-ноги. Баба Яга ещё говорила: "Дело пытаешь или от дела лытаешь?" В Псковской области слово лытки так и осталось.

2
18  
У нас слово лытки то же применяется, только при разделке туши. К человеку не применяют.

2
19  
В украинском языке лытками называют икры ног.

2
11  
- Вздравствуй, Катёрина-матушка, куда-то запропастилась ты, и нечуть тёбя?

- Ой, дура, лядела я!

- Да што ты!

- И кекала, и дохала, и комухой трясло!

- Ну и как, отодубела?

- Лядела, лядела, да и поопналася!

wacko

2
12  
Как вам замкадовский язык smile

3
13  
Ты тоже на таком говоришь, замкадыш? biggrin biggrin

3
14  
Кстати, у них Ё не ударная.

КатёрИна, тёбЯ.... surprised

2
15  
Ёж...

2
17  
Иж....это ёж

3
20  
У мене севодня была неспиха и посему говёное настроение. Дайте мне мешечек, а лучше сразу два biggrin

2
21  
Два нельзя, голова утром болеть будет)

2
22  
Ты, судя по всему, пробЫвал мешечек biggrin :D biggrin

Расскажи, как это...

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]