Главная » 2014 » Январь » 16 » Смерть.Часть вторая.
23:36
Смерть.Часть вторая.
Нет такого места на земле, где не могла бы нас найти смерть, даже если мы все время будем оглядываться вокруг, словно в сомнительной и опасной стране... Если бы хоть как-то можно было бы укрыться от ударов смерти, я не из тех, кто постеснялся бы это еде лать... Но безумие думать, что можно преуспеть в этом...

Люди приходят и уходят, бегут и танцуют, и ни слова о смерти. Все хорошо, все прекрасно. Но когда смерть вдруг является к ним, их женам, их детям, их друзьям захватывая их врасплох, неготовыми, то какие бури страстей тогда ошеломляют их, какой плач, какая ярость, какое отчаяние!...

Чтобы начать отбирать у смерти ее самое большое преимущество перед нами, давайте придерживаться метода, который прямо противоположен тому, что наиболее обычен; давайте отнимать у смерти ее чужеродность, давайте знакомиться с ней, давайте привыкать к ней;
давайте чаще всего обращать свой ум к смерти... Нам неведомо, где поджидает нас смерть;

поэтому будем ожидать ее повсюду. Практически овладеть смертью - значит практически овладеть свободой. Тот, кто научился умирать, разучился быть рабом.
Монтень

Почему так трудно практически овладеть смертью и практически овладеть свободой? И почему, по какой причине мы так страшимся смерти, что вообще боимся смотреть ей в лицо? Где-то в глубине души мы понимаем, что не сможем вечно отводить взгляд от смерти. Мы знаем, говоря словами Миларепы, что «тот предмет, что мы называем «труп» и который приводит нас в такой ужас, на самом деле живет с нами здесь и сейчас». Чем дольше мы стараемся не смотреть в лицо смерти, чем больше мы ее игнорируем, тем больше накапливается страха и неуверенности, тем сильнее они преследуют нас. И чем сильнее мы стараемся убежать от этого страха, тем чудовищнее он становится.

Смерть - это действительно огромное таинство, о ней можно сказать две вещи: мы можем быть абсолютно уверены в том, что умрем; и у нас не может быть никакой уверенности в том, когда или как мы умрем. Таким образом, единственно, в чем мы можем быть уверены, - это в том, что мы не знаем ничего определенного о часе своей смерти, и это служит оправданием отсрочки прямого взгляда в лицо смерти. В этом мы похожи на играющих в прятки малышей, которые закрывают глаза, думая, что их никто не видит.

Почему же мы живем в таком ужасе перед смертью? Потому что мы инстинктивно желаем жить и продолжать жить, а смерть является жестоким концом всего, что нам знакомо. Мы чувствуем, что с ее приходом мы будем вовлечены во что-то совершенно нам неизвестное или станем совершенно иным. Мы представляем себя, потерянных и растерявшихся, в чрезвычайно незнакомом окружении. Воображение рисует нам тревожное пробуждение в одиночестве, в чужой стране, без знания языка, без денег, без паспорта, без друзей, без понятия к кому обратиться.

Вероятно, глубинная причина нашего страха смерти лежит в незнании того, кем мы являемся. Человек верит, что у него есть личная и уникальная индивидуальность; но при исследовании ее станет очевидным ее полная зависимость от бесконечного множества подкрепляющих ее предметов и понятий: имя, «биография», партнеры, семья, дом, работа, друзья, кредитные карточки... Именно такие хрупкие и преходящие вещи являются нашей опорой и дают нам уверенность. И когда человек лишается всего того, кем действительно он мыслит себя?

Без привычных опор перед ним предстает совершенно чужое существо, тот, с которым он все время жил, но никогда по-настоящему не знал. Возможно, поэтому мы стараемся заполнять каждый момент шумом и деятельностью, даже скучной или банальной, лишь бы никогда не оставаться в тишине наедине с этим чужаком?

И разве это не указывает на трагичность нашего образа жизни? Мы живем под маской принятой нами индивидуальности, в невротическом сказочном мире, не более реальном, чем Фальшивая Черепаха нз "Алисы в стране чудес". Загипнотизированные увлекательным процессом строительства, мы возвели здания своих жизней на песке. Этот мир может казаться нам поразительно достоверным, пока смерть не разрушит его иллюзию и не вытеснит нас из укрытия, где мы прятались. Что тогда случится с теми, у которых не будет никакого понятия о более глубокой реальности?

Когда мы умираем, то оставляем все, прежде всего тело, которое мы так ценили, на которое так слепо полагались, так старались сохранить его живым. Но на наши умы мы можем полагаться не больше, чем на тела. Понаблюдайте за своим умом в течение нескольких минут. Вы увидите, что он постоянно скачет с одного предмета на другой, туда и сюда, как блоха. Вы увидите, что мысли возникают без какого-либо повода, без какой-либо связи. Хаос каждого момента сметает нас и уносит с собой; мы - жертвы изменчивости нашего ума. Если это - единственное состояние сознания, которое нам знакомо, то тогда полагаться на наш ум в момент смерти - абсурдный риск.

Рождение человека есть рождение его печалей.
Чем дольше он живет, тем глупее становится, потому что все более и более острым становится его тревожное стремление избежать неизбежной смерти.
Как это горько!
Он живет ради того, что постоянно недостижимо!
Его стремление к выживанию в будущем не позволяет ему жить в настоящем.
Чжуан-Цзы

Я вспоминаю слова индийского святого Рамакришны, обращенные к одному из своих учеников: «Если одну десятую часть того времени, которое ты тратишь на такие отвлечения, как ухаживание за женщинами или делание денег, ты потратишь на духовную практику, то через несколько лет ты станешь просветленным!» В начале этого века был один тибетский мастер, по имени Мифам. Он являлся своего рода гималайским Леонардо да Винчи. Говорят, что он самостоятельно изобрел часы, пушку и самолет. Но как только каждое из его изобретений было закончено, он уничтожал его, говоря, что оно послужит только причиной дальнейшего отвлечения.

На тибетском языке тело называется словом «лу», которое означает «что-то, что оставляют», как багаж. Каждый раз, когда мы говорим «лу», это напоминает нам, что мы всего лишь путешественники, временно остановившиеся в этой жизни и в этом теле. Так что в Тибете люди не отвлекались, не тратили все свое время на создание более удобных внешних обстоятельств. Они довольствовались пищей, одеждой и крышей над головой. А продолжение имевшейся попыткой улучшить наши условия может стать самоцелью и бесцельным отвлечением. Подумает ли кто-либо в здравом уме тщательно отделывать гостиничный номер всякий раз, когда ему нужно будет где-то ненадолго остановиться? Мне нравится следующий совет Патрула Ринпоче:

Посмотри на старую корову -
Она довольна, что спит в сарае.
Тебе нужно есть, спать и срать
-От этого не отвертишься.
А все, что кроме этого, не твое дело.

Современная сансара питается тревогой и депрессией, которые она же и создает, тщательно запутывая нас в механизме постоянного потребления, для работы которого нужен нам постоянно увеличивающийся спрос. Эта сансара очень организованная, разносторонняя и сложная; со своей пропагандой и рекламой она нападает на нас отовсюду, создавая вокруг нас почти непробиваемую среду, к которой мы привыкаем, как к наркотику. Чем больше мы пытаемся освободиться, тем больше, очевидно, застреваем в ловушках, которые она так изобретательно ставит. Как сказал тибетский мастер восемнадцатого века Джикме Лингпа: «Завороженные самим разнообразием ощущений, существа бесконечно блуждают в порочном круге сансары».

Вот так, одержимые ложными надеждами, мечтами и стремлениями, которые обещают счастье, но приводят только к несчастью, мы подобны людям, ползущим по бесконечной пустыне, умирая от жажды. И все, что протягивает нам сансара, предлагая напиться, - это чаша с соленой водой, чтобы наша жажда становилась еще сильней.

Осенние облака

Это было в непальском монастыре. Старейший из живущих учеников моего мастера, великий Дилго Кхьенце Ринпоче, заканчивал свое поучение. Он был одним из выдающихся наставников нашего времени, учителем самого Далай-ламы и многих других мастеров, видящих в нем неистощимую сокровищницу мудрости и сострадания. Все мы не сводили глаз с этого кроткого, сияющего великого человека, ученого, поэта и мистика, двадцать два года своей жизни проведшего в уединении. Помолчав, он устремил взгляд вдаль:

«Сейчас мне семьдесят восемь лет, и за свою жизнь я много видел. Столько молодых людей умерло, столько моих ровесников умерло, столько стариков умерло. Так много бывших высоко, оказались внизу. Так много бывших внизу, оказались высоко вверху. Изменилось так много стран. Было столько волнений и трагедий, столько войн, столько ужасного разрушения по всему миру. Но однако все эти перемены реальны не более, чем сновидение. Если вдуматься в это, вы осознаете, что ничто не постоянно и не неизменно, даже малейший волосок на вашем теле. И это не теория, но нечто, что вы можете действительно понять, осознать и даже увидеть вашими собственными глазами».

Я часто спрашиваю себя: «Почему все меняется?» И мне на ум приходит только один ответ: Такова жизнь. Ничто, абсолютно ничто, по своей природе не длительно. Будда сказал:

Это наше существование преходяще, как осенние облака.
Следить за рождением и смертью существ - все равно, что
смотреть на движения в танце.
Вся жизнь - как вспышка молнии в небе,
Проносится мимо, как поток с крутой горы.

Одна из основных причин наших тревог и затруднений перед лицом смерти состоит в том, что мы игнорируем ту истину, что все преходяще. Мы столь отчаянно стремимся видеть все неизмененным, что нам приходится верить, будто все всегда останется таким же. Однако это всего лишь наша вера, созданная нами самими. А как часто мы обнаруживаем, что она имеет или мало общего с реальностью, или вообще ничего. Искусственно созданная, с ошибочными сведениями, идеями и предположениями, вера имеет то зыбкое основание, на котором мы строим свои жизни. Сколько бы ни старалась вмешаться истина, мы все равно предпочитаем, с безнадежной храбростью, продолжать притворяться.

Подумайте об этом: осознание изменчивости, недолговечности всего - это, парадоксально, единственное, на что мы можем положиться, быть может, единственное, что мы можем иметь. Это подобно небесам или земле. Если даже все рухнет вокруг нас, они остаются. Например, мы испытываем потрясающий эмоциональный кризис... вся жизнь, кажется, разрушена... муж или жена внезапно бросает нас. Но земля по-прежнему здесь; небеса по-прежнему здесь. Конечно, даже земля иногда вздрагивает, напоминая нам, что ничего нельзя принимать просто как данное...

Даже Будда умер. Его смерть была поучением, предназначенным встряхнуть наивных, ленивых и довольных, пробудить нас к той истине, что все преходяще, а смерть - неизбежный факт жизни. Приближаясь к смерти, Будда сказал:

Из всех отпечатков следов Превыше всего след слона;

Из всех исполняющих ум медитаций Превыше всего - о смерти.

Всегда, утрачиваем ли мы истинный взгляд на все нас окружающее или становимся жертвой лени, размышления о смерти и преходящем характере всего сущего встряхивают нас и возвращают к истине:

Что рождено - умрет
Что было собрано - будет рассеяно
Что накоплено - будет потрачено
Что построено - рухнет
А что было высоко - будет низко.

Сейчас ученые говорят нам, что вся вселенная представляет собой изменение, деятельность, процесс - целостность потока, лежащую в основе всего:

Каждое субатомное взаимодействие состоит из аннигиляции исходных частиц и создания новых субатомных частиц. Субатомный мир является постоянным танцем творения и аннигиляции, перехода массы в энергию и энергии - в массу. Неустойчивые формы мгновенно возникают и исчезают, создавая нескончаемую, вечно сотворяемую вновь реальность.

Что наша жизнь, как не этот танец неустойчивых форм? Разве не меняется все постоянно: листья на деревьях в парке, освещение в вашей комнате во время чтения этих строк, времена года, погода, время дня, люди, идущие мимо вас по улице? А как вы сами? Разве все, что мы делали в прошлом, сейчас не кажется сном? Друзья, с которыми мы росли, места, где мы бывали в детстве, те взгляды и мнения, которых мы когда-то придерживались и отстаивали с такой страстью: все это мы оставили позади. Сейчас, в этот момент, реальным является то, что вы читаете эту книгу. И даже эта страница скоро станет всего лишь воспоминанием.

Клетки нашего тела умирают, нейроны нашего мозга деградируют, даже выражение лица постоянно меняется у нас в зависимости от настроения. То, что мы называем своим основным характером, это не более, чем «поток ума». Сегодня нам хорошо, потому что дела идут хорошо; завтра мы чувствуем себя совершенно иначе. Куда делось это хорошее ощущение? Обстоятельства изменились, и новые влияния овладели нами; мы преходящи, эти влияния преходящи, и нигде нет ничего прочного или продолжительного, на что мы могли бы указать.

Что может быть более непредсказуемо, чем наши мысли и эмоции: вы представляете то, что подумаете или почувствуете в следующее мгновение? Фактически наш ум столь же пуст, непостоянен и неустойчив, как сновидение. Посмотрите на мысль: она приходит, остается на некоторое время - и исчезает. Прошлое - это прошлое, будущее еще не возникло, и даже мысль в настоящем, пока мы ее размышляем, становится прошлым.

Единственное, что у нас действительно есть, - это сейчас, настоящий момент.

Иногда после изложения учения об этом ко мне кто-нибудь подходит и говорит: «Все это очевидно! Я всегда это знал. Вы мне скажите что-нибудь новое». И я спрашиваю его: «Вы действительно поняли и осознали истину, что все преходяще? Вы настолько слили ее с каждой вашей мыслью, каждым дыханием и движением, что ваша жизнь преобразилась? Задайте себе следующие два вопроса: Я действительно в каждый момент помню, что умираю я, все остальные и все остальное, и поэтому отношусь ко всем существам с состраданием? Стало ли мое понимание смерти, преходящести всего столь глубоким и столь эффективным, что я каждую секунду посвящаю достижению просветления? Если вы можете на оба эти вопроса ответить «да», то тогда вы действительно поняли, что все преходяще».

Согьял Ринпоче грубые обрезки от viper
Категория: Рассказы | Просмотров: 1251 | Добавил: Viper | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 42
+1   Спам
1 Павло   (16.01.2014 10:53)
будущее еще не возникло - мне эта установка в сложной ситуации помогла и восприятие такое дало хорошие результаты . Но я еще не прочитал если честно бо нема когда , потом прокоментирую biggrin

5 Дзен   (16.01.2014 11:19)
Умница, Палыч, где у вас там запрятано столько мудрости?! biggrin

+1   Спам
9 Viper   (16.01.2014 11:48)
В прошлой жизни он был самураем biggrin

+1   Спам
2 Павло   (16.01.2014 10:59)
А еще Дон Хуан учил Кастанеду что надо всегда чувствовать смерть с собой рядом и краем глаза видеть ее и делать все так будто это последнее что в жизни ты делаешь . Смерть может быть хорошим другом

3 Viper   (16.01.2014 11:11)
Я когда за компом сижу , краем глаза вижу белое пятно (обычно вечером)и с каждым разом оно разное.Руку в него направляю и оно растворяется.Может иллюзии.

8 Дзен   (16.01.2014 11:42)
Боковое зрение часто дает возможность видеть тонкую материю и энергетические формы.

11 Павло   (16.01.2014 15:28)
Да , не обязательно что это смерть . Дон Хуан скорее имел в виду осознание ее близости и самовнушение а боковое и рассредоточеное зрение показывает вполне конкретые вещи

22 Кейт   (16.01.2014 19:06)
комп...боюсь вам придется с ним скоро завязать, по всем признакам

+1   Спам
4 Дзен   (16.01.2014 11:19)
Мир постоянен лишь в своей изменчивости. Инстинкт выживания - один из самых древних и сильных инстинктов человека. А масскультура пропагандирует именно животные побуждения и инстинкты человека. Поэтому лишь немногие из нас могут правильно относиться к смерти, иногда надо встретиться с ней лицом к лицу, что бы осознать, что все не так, как нам представляют и навязывают.

6 Дзен   (16.01.2014 11:21)
Классная статья - Вайп. Если бы еще побольше своих соображений и комментариев. Не стесняйтесь!

7 Viper   (16.01.2014 11:32)
Добавить уже было не чего. Я в детстве еще это все осознал.Просто выразить не смог.

10 Павло   (16.01.2014 14:50)
+ 5 , есть что почитать и во что вдуматься

12 Viper   (16.01.2014 17:50)
Я смерть на камеру снимал и она даже что то шептала. Но видео удалил по пьяне.

39 LEXX   (17.01.2014 05:38)
Вайпер - ты безответственная личность biggrin

13 Абракадабра   (16.01.2014 18:05)
Да ерунда эти все рассуждения. После смерти ничего нет. Потому то ее все и боятся. И никто не может к ней нормально относиться, пока жив. Все боятся. Только одни больше, другие меньше.
Мне кажется, что наоборот - лучше о ней не думать вообще. Столько, сколько это возможно.

14 Viper   (16.01.2014 18:31)
После смерти одна лишь пустота, а пустота это и есть Самадхи biggrin biggrin biggrin

15 Абракадабра   (16.01.2014 18:33)
Ну.... И она вам нужна ? wink Кому нужна пустота ? Ну разве что жизнь такая паршивая, что даже пучтота лучше. Тогда можно не бояться и ждать смерти.

18 Viper   (16.01.2014 18:59)
Жизнь прекрасна, а пустота еще прекрасней.Это мать всех вещей.

19 Абракадабра   (16.01.2014 19:02)
Что хорошего в пустоте ????? Пустота - она и есть пустота. Ничего.... Как может быть прекрасным ничего ? sad

27 Viper   (16.01.2014 19:12)
Истина природа человеческой души и есть пустота. Освобождение от всех желаний и привязаностей это Нирвана это тоже пустота.А вы в общем никогда не чувствовали пустоту (только в момент смерти), тот кто постиг ее тот просветленный человек.

29 Абракадабра   (16.01.2014 19:23)
А я не хочу освобождаться от желаний и привязанностей. Не интересно это. Наоборот - мне как можно больше желаний и привязанностей нравится. Вот встретился скажем Viper . Порассуждали с ним о пустоте. А была бы пустота ? С кем тогда порассуждать ? И кому? biggrin Неее..... Ничего хорошего в пустоте нет.

34 Viper   (16.01.2014 19:58)
У каждого свой путь, вы идете внешним путем.

35 Абракадабра   (16.01.2014 20:02)
А вы ? Я так понимаю каким то другим... Ну и как ? Это дает вам счастье ? Или только пустоту внутри ?

38 Viper   (16.01.2014 20:28)
Я и так по жизни счастлив так как ни к чему не привязан. Пытаюсь идти по внутреннему пути и часто задумываюсь зачем мне это надо, затянуло уже, вот и иду.

40 Абракадабра   (17.01.2014 17:53)
Ну чтоже, если вам это нравится, то я за вас рада. А мне вот больше нравится быть привязанной. К людям, к удовольствиям, к музыке .... Короче , я люблю получать все удовольствия от жизни, какие мне доступны.
Каждому свое. smile smile

41 Viper   (17.01.2014 19:20)
Я много к чему привязан, трудно быть к чему то не привязанным.Беру от жизни все biggrin biggrin biggrin

42 Абракадабра   (17.01.2014 19:22)
Ну вот. Это уже совсем другое дело. smile

16 Дзен   (16.01.2014 18:42)
Боятся неведомого. А если ведаешь, то и не боишься. Боитесь ли вы засыпать? Это тоже маленькая смерть (скажем так - временная). biggrin

17 Абракадабра   (16.01.2014 18:58)
Не согласна. Спать я не боюсь, потому, что знаю, что проснусь. А когда человек умирает, то он знает что будет. ,,НЕ проснется,, Никогда. Именно это страшно. Ничего не будет. Ни солнца, ни неба..... ничего. Земля будет продолжать крутиться только для других. А умерший уже ничего не увиди, не узнает , не почувствует. Точка.
Я это знаю. Да все по большому счету знают. Просто придумывают себе разные сказки, чтобы не так страшно было.

20 Кейт   (16.01.2014 19:04)
некоторые - не просыпаются, и остаются навечно в темной пустоте

23 Абракадабра   (16.01.2014 19:07)
Да , Кейт. И это ведь страшно.

26 Кейт   (16.01.2014 19:10)
да, самое страшно- уйти без души из этого мира, священники называют - без покаяния,...внутри человека, хотя...его так и назвать уже нельзя - пусто, он растратил свою душу тут по мелочам, впереди - тьма и одиночество.... что может быть страшнее такого мрака, он - ощутим

21 Viper   (16.01.2014 19:06)
Много молодых и здоровых людей умерло во сне по неизвестным причинам.

24 Кейт   (16.01.2014 19:09)
они стали - бездушными, жизнь- определенная программа, и если "ученик" теряет смысл бытия и перспектив в его дальнейшем совершенствовании- нет...его так забирают. А порой отъявленному мерзавцу и недоноску дается шанс- родить в себе человека, и его держать тут насколько это возможно, тк чувствуют живую искру его души

28 Абракадабра   (16.01.2014 19:13)
Ооооо... вы верите в бессмертие души .... Рада за вас. И я бы тоже хотела верить......

30 Кейт   (16.01.2014 19:28)
ребенок тоже слабо верит в то, что однажды станет взрослым, а потом - дряхлым стариком...все приходит в свое время, вера тоже

31 Абракадабра   (16.01.2014 19:36)
Ну хорошо. Значит будем надеяться, что у меня еще все впереди. smile

25 Абракадабра   (16.01.2014 19:09)
Это так. Но чем бы им помогло то, что они бы как то готовились к этому при помощи вот таких статей ? Все равно были бы НЕ готовы.
Я не говорю, что статья не нужна. Почитать интересно. И вот поговорить есть о чем. Но приготовиться к смерти , привыкнуть, не бояться - просто невозможно. Все равно она неожиданная и страшная.

32 Дзен   (16.01.2014 19:37)
Милая Абракадабра, вы видите только то, во что вы верите. Вы знаете одно, я другое - где правда? Чьи знания вернее? Никто не скажет. Свое знание самое правильное. Ничто не уходит в никуда и не приходит ниоткуда, все изменяется и преображается в этом мире.
Если ты хоть раз путешествовал в Мирах, ты знаешь ответ на вопрос: исчезает ли человек навсегда или путешествует дальше.

+1   Спам
33 Абракадабра   (16.01.2014 19:40)
Ну все. Тут я умолкаю. В других мирах не путешествую.И в это не особо то верю. Но и сказать, что НЕ верю тоже не могу. Просто не знаю.

+1   Спам
36 Дзен   (16.01.2014 20:09)
Мудро. Приятно встретить мудрую Женщину.

37 Абракадабра   (16.01.2014 20:15)
Взаимно. smile
И вообще - я рада, что здесь собралась интересная компания. С интересом теперь читаю не только статьи, но и ваши комменты.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]