Главная » 2017 » Октябрь » 21 » Чудь, меря, мурома - жители Древней Руси
20:21
Чудь, меря, мурома - жители Древней Руси
Славяне были не единственным народом, населявшим Древнюю Русь. В ее котле «варились» и другие, более древние племена: чудь, меря, мурома. Они ушли рано, но оставили глубокий след в русском этносе, языке и народном фольклоре.

Чудь
 

«Как лодку назови, так она и поплывет». Таинственный народ чудь вполне оправдывает свое название. Народная версия гласит, что славяне окрестили некие племена чудью, поскольку их язык казался им странным, непривычным. В древнерусских источниках и народном фольклоре сохранилось немало упоминаний о «чуди», которую «варяги из заморья обложили данью».

Они принимали участие в походе князя Олега на Смоленск, против них воевал Ярослав Мудрый: «и победил их, и поставил город Юрьев», о них слагали легенды, как о чуди белоглазой – древнем народе, сродни европейским «феям». Они оставили огромный след в топонимике России, их имя носит Чудское озеро, Чудский берег, деревни: «Передние Чуди», «Средние Чуди», «Задние Чуди».

С северо-запада нынешней России до гор Алтая по сей день прослеживается их загадочный «чудный» след. Долгое время их было принято ассоциировать с финно-уграми, поскольку о них упоминали там, где проживали или до сих пор проживают представители финно-угорских народов. Но в фольклоре последних также сохранились предания о загадочном древнем народе чудь, представители которого покинули свои земли и ушли куда-то, не пожелав принимать христианство.

Особенно много про них рассказывают в Республике Коми. Так поговаривают, что древнее урочище Важгорт «Старая деревня» в районе Удора когда-то был поселением чуди. Оттуда их якобы вытеснили славянские пришельцы.В Прикамье о чуди можно узнать немало: местные жители описывают их внешность (темноволосые и смуглые), язык, обычаи.

Рассказывают, что жили они посреди лесов в землянках, где и погребали себя, отказываясь подчиняться более удачливым захватчикам. Есть даже легенда, что «чудь ушла под землю»: мол, вырыли большую яму с земляной кровлей на столбах, да и обрушили ее, предпочтя смерть плену. Но ни одно народное поверье, ни летописное упоминание не может ответить на вопросы: что это были за племена, куда они ушли и живы ли еще их потомки.

Некоторые этнографы относят их к народам манси, другие к представителям народа коми, которые предпочли остаться язычниками. Самая смелая версия, появившаяся после открытия Аркаима и «Страны городов» Синташты, утверждает, что чудь – это древние арии. Но пока что ясно одно, чудь – одни из аборигенов древней Руси, которых мы потеряли.

Меря
 

«Чудь начудила, да меря намеряла гатей, дорог да столбов верстовых…» - эти строки из стихотворения Александра Блока отражают замешательство ученых его времени по поводу двух племен, когда-то проживавших по соседству со славянами. Но, в отличие от первого, у мери оказалась «более прозрачная история».

Это древнее финно-угорское племя когда-то обитало на территориях современных Московской, Ярославской, Ивановской, Тверской, Владимирской и Костромской областях России. То есть, в самом центре нашей страны. О них осталось немало упоминаний, меря (merins) встречается у готского историка Иордана, который в VI веке называл их данниками готского царя Германариха. Как и чудь, они были в войсках князя Олега, когда он ходил в походы на Смоленск, Киев и Любеч, о чем сохранились записи в «Повести временных лет».

Правда, по мнению некоторых ученых, в частности Валентина Седова, к тому времени этнически они уже были не поволжско-финским племенем, а «наполовину славянами». Окончательная ассимиляция, произошла, очевидно, к XVI веку. С именем меря связано одно из самых крупных крестьянских восстаний Древней Руси 1024 года. Поводом стал великий голод, охвативший суздальскую землю. Причем, согласно летописям, ему предшествовали «безмерные дожди», засуха, преждевременные заморозки, суховеи.

Для мери, большинство представителей которых выступало против христианизации, это очевидно выглядело «божественным наказанием». Во главе бунта стали жрецы «старой веры» - волхвы, которые попытались использовать шанс, чтобы вернуться к дохристианским культам. Впрочем, неудачно. Мятеж был разбит Ярославом Мудрым, зачинщики были казнены или отправлены в изгнание. Несмотря на скудные данные, которые нам известны о народе меря, ученым удалось восстановить их древний язык, который в отечественной лингвистике получил название «мерянский». Его реконструировали на основе диалекта ярославско-костромского поволжья и финно-угорских языков.

Ряд слов удалось восстановить благодаря географическим названиям. Так оказалось, что окончания «-гда» в центрально-русской топонимике: Вологда, Судогда, Шогда – наследие мерянского народа. Несмотря на то, что упоминания о меря полностью исчезли в источниках еще в допетровскую эпоху, сегодня есть люди, которые относят себя к их потомкам.

В основном, это жители Верхнего Поволжья. Они утверждают, что меряне не растворились в веках, а составили субстрат (подоснову) северной великорусской народности, перешли на русский язык, и их потомки называют себя русскими. Впрочем, никаких доказательств этому нет.

Мурома
 

Как гласит Повесть временных лет: в 862 году жили в Новгороде словене, в Полоцке кривичи, в Ростове меря, в Муроме мурома. Последних летопись, как и мерян, относит к неславянским народам. Их название переводится как «возвышенное место у воды», что соответствует положению города Мурома, который долгое время был их центром.

Сегодня на основе археологических находок, обнаруженных в крупных могильниках племени (расположены меж притоками Оки левыми Ушной, Унжей и правым Тёшей), практически невозможным определить, к какой этнической группе они принадлежали. По мнению отечественных археологов, они могли быть как еще одним финно-угорским племенем или частью мери, так и мордвой. Известно лишь одно, это были доброжелательные соседи с высокоразвитой культурой.

Их оружие по качеству изготовления было одним из лучших в близлежащих областях, а ювелирные украшения, которые в изобилии найдены в захоронениях, отличаются изобретательностью форм и тщательностью изготовления. Для мурома были характерны дугообразные головные украшения, сплетенные из конского волоса и полосок кожи, которые были спирально оплетены бронзовой проволокой.

Интересно, что аналогов у других финно-угорских племен не встречается. Источники показывают, что славянская колонизация муромы была мирной и происходила, в основном, за счет прочных и экономических торговых связей. Впрочем, итогом этого мирного сосуществования стало то, что мурома было одним из самых первых ассимилированных племен, исчезнувших со страниц истории. К XII веку о них уже не упоминается в летописях.
Просмотров: 647 | Добавил: Pacak | Теги: Чудь, Мурома, Меря | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 8
1  
Добавлю от себя паруфраз
Есть на Украине странный народ -русины
Кто они,на каком языке говорят, как они втисались в самое кубло националистического карпатья- никто толком не может обьяснить
В начале двухтысячных они тоже заикнулись о самоопределении ,самоиндефикации и самоотделении
Но увидев что сделали с жителями Одессы и Донецка, притихли

1
2  
Русины не только на Украине живут, но и в Словакии, Венгрии, Хорватии и Сербии, Польше. Жили там тысячи лет...

А так то они западенцы, со всеми вытекающими, базару разговора нет.

3  
Я помню на них нападки были в украинской прессе, обвиняли в сепаратизме, рисовали тощими, одетыми в чёрный балахол

4  
Считается, что бажовская Медной Горы Хозяйка тоже была из "чуди белоглазой" или "дивьих людей". Поэтому она так сильно отличается от привычных русским сказкам Василис и Марьюшек. Образ этот взят из уральского фольклора.

http://www.playcast.ru/view....80de8pl

Она из "старых людей" - коренного населения этих мест - красивая и умная, с прекрасным чувством юмора. Не хорошая и не плохая.
Хозяйка никогда не была замужем и поэтому находится в вечном поиске жениха. Трагическая богиня подземного мира получила бессмертие в наказание: при жизни девушка совершила большую ошибку - показала чужакам места, богатые полезными ископаемыми. И за это была наказана - оставлена стеречь эти земли. Возможно, её убили или похоронили заживо вместе с любимым домашним животным, бурой кошкой, - кто знает, какими были обычаи чуди.

После смерти получила магические способности: умела ловить руками пули, превращаться в ящерицу, плакать драгоценными камнями.

Много в этом образе разных культурных настоений, но где-то в самой его глубине скрывается живая чудская девушка и её история жизни.

5  

Дом где одно время жил Бажов. Камышлов Кирова 32, у меня дом на Кирова 44.
От нас до выхода скальных пород Уральских гор надо ехать больше сотни километров. Бажов писал по местным легендам. Сам он вряд ли видел "Хозяйку" или представителей чуди. (У меня глаза то же не белые).

6  
Удивительное совпадение. Значит, образ Хозяйки Бажов 100% срисовал с одной из красивых местных женщин.

Цитата
У меня глаза то же не белые).


biggrin :D biggrin

7  
Я родился в соседнем районе, там люди покрасивее будут, и ростом повыше. В Камышлове очень много потомков Чингиз хана. Маленькие, черные, с кривыми ногами и злые.

Город старый. Стоит на сибирском тракте. Образовался на месте пересыльного острога. Каторжан гнали по тракту, тут они останавливались переночевать. Острог всё еще на месте и выполняет практически ту же функцию, следственный изолятор теперь. Промышленности раньше не было. Город купеческий. Купеческие кирпичные дома и сейчас стоят и используются. Они именно такие как мы тут говорили, с полуподвальным нижним этажом. Всё от географического положения. В старые времена очень известна была на Урале и в Сибири Ирбитская ярмарка. Туда из Сибири привозили соболей и прочее. Но Ирбит стоит в стороне от Сибирского тракта, а наш город как раз на пересечении сибирского тракта и дороги на Ирбит.

8  
Километров 15 - 20 от меня есть село Ската. Часть этого села называется Беловодье. Недалеко от города Каменск-Уральск есть населенный пункт с названием Беловодье.

Беловодье вроде как славянский рай.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]