Главная » 2015 » Сентябрь » 26 » Дохристианская Русь
00:37
Дохристианская Русь

Докрещенский период истории Руси был большой головной болью советских историков и идеологов, о нём проще было забыть и не упоминать. Проблема была в том, что в конце 20-х и начале 30-х годов ХХ столетия советские учёные гуманитарных наук смогли более-менее обосновать закономерную “эволюционность” новоиспечённой коммунистической идеологии “гениальных”  Маркса - Ленина, и разбили всю историю на пять известных периодов

от первобытнообщинной формации до самой прогрессивной и эволюционной – коммунистической.

Но период истории России до принятия христианства не вписывался ни в одно “стандартное” лекало – не был похож ни первобытнообщинный строй, ни на рабовладельческий, ни на феодальный. А скорее был похож на социалистический. 

И в этом состояла вся комичность ситуации, и большое желание не обращать на этот период научного внимания. В этом была и причина недовольства Фрояновым и другими советскими учёными, когда они пытались в этом периоде истории разобраться.

В период перед крещением Руси у русов было, бесспорно, своё государство и при этом не было классового общества, в частности феодального. И неудобство было в том, что “классическая” советская идеология утверждала, что класс феодалов создаёт государство как инструмент своего политического господства и подавления крестьян. А тут получалась неувязочка…

 

 

Более того, судя по воинским победам русов над соседями, и что сама “царица мира” Византия платила им дань, то получалось, что “оригинальный” уклад общества и государства наших предков был более эффективным, гармоничным и выигрышным по сравнению с другими укладами и структурами того периода у других народов.

И вот тут надо заметить, что археологические памятники восточных славян воссоздают общество без каких-либо явственных следов имущественного расслоения. Выдающийся исследователь восточнославянских древностей И.И.Ляпушкин подчеркивал, что среди известных нам жилищ

…в самых разных регионах лесостепной полосы нет возможности указать такие, которые по своему архитектурному облику и по содержанию найденного в них бытового и хозяйственного инвентаря выделялись бы богатством.

Внутренне устройство жилищ и найденный в них инвентарь пока не позволяют расчленить обитателей этих последних лишь по роду занятий – на землевладельцев и ремесленников”.

Другой известный специалист по славяно-русской археологии В.В. Седов пишет:

Возникновение экономического неравенства на материалах исследованных археологами поселений выявить невозможно. Кажется, нет отчетливых следов имущественной дифференциации славянского общества и в могильных памятниках 6-8 веков”.

"Всё это требует иного осмысления археологического материала" – отмечает в своём исследовании И.Я. Фроянов.

То есть, в этом древнерусском обществе не было смыслом жизни накопление богатств и передача его детям, это не было какой-то мировоззренческой или нравственной ценностью, и это явно не приветствовалось и презрительно порицалось.

А что было ценным? Это видно из того – чем клялись русские, ибо клялись самым ценным – например, и в договоре с греками 907 года русы клялись не золотом, не матерью и не детьми, а “оружием своим, и Перуном, Богом своим, и Волосом, скотьем богом”. Также Перуном и Волосом клялся Святослав в договоре 971 года с Византией.

То есть – самым ценным считали свою связь с Богом, с Богами, их почитание и свою честь и свободу. В одном из договоров с Византийским императором есть такой фрагмент клятвы Светослава в случае нарушения клятвы: “пусть будем мы золотые, как золото это” (золотая дощечка-подставка византийского писца – Р.К.). Что лишний раз показывает презренное отношение русов к золотому тельцу.

 

 

И теперь и тогда славяне, русы выделялись и выделяются в своём подавляющем большинстве доброжелательностью, душевностью, терпимостью к другим взглядам, то – что иностранцы называют “толерантностью”. 

Яркий пример этому, – ещё до крещения Руси, в начале 10 века на Руси, когда в христианском мире и речи не могло быть, чтобы языческие капища, святилища или кумиры (идолы) стояли на “христианской территории” (при славной христианской любви ко всем, терпении и милосердии), – в Киеве за полвека до принятия христианства была построена Соборная церковь и вокруг неё существовала христианская община.

Это только теперь вражеские идеологи и их журналисты лживо завопили о несуществующей ксенофобии русских, и во все бинокли и микроскопы пытаются эту их ксенофобию увидеть, а ещё более – спровоцировать.

Исследователь истории русских немецкий учёный Б.Шубарт с восхищением писал:

Русский человек обладает христианскими добродетелями в качестве постоянных национальных свойств. Русские были христианами ещё до обращения в христианство” (Б. Шубарт “Европа и душа Востока”).

 

У русских не было рабства в привычном понимании, хотя были рабы из пленников в результате сражений, у которых, конечно, был иной статус. И.Я. Фроянов написал на эту тему книгу “Рабство и данничество у восточных славян” (СПб.,1996г.), а в своей последней книге писал:

Восточнославянскому обществу было известно рабство. Обычное право запрещало обращать в рабов своих соплеменников. Поэтому рабами становились захваченные в плен иноземцы. Их называли челядью. Для русских славян челядь – прежде всего предмет торговли…

Положение рабов не было суровым, как скажем, в античном мире. Челядин входил в родственный коллектив на правах младшего члена. Рабство ограничивалось определённым сроком, после которого невольник, приобретая свободу мог вернуться в свою землю или остаться у бывших хозяев, но уже на положении свободного.

В науке подобный стиль отношений между рабовладельцами и рабами получил наименование патриархального рабства”.

Патриархальное – это отеческое. Такого отношения к рабам вы не встретите не у мудрых греческих рабовладельцев, не у средневековых христианских торговцев рабами, ни у христианских рабовладельцев на юге Нового Света – в Америке.

Жили русские в родовых и межродовых поселениях, занимались охотой, рыболовством, торговлей, земледелием, скотоводством и ремесленничеством. Арабский путешественник Ибн Фадлан в 928 году описывал, что русские строили большие дома в которых жило 30-50 человек.

 

 

Другой арабский путешественник Ибн-Русте на рубеже 9-10 веков описывал как диковинку русские бани в сильные морозы:

Когда же раскаляются камни высшей степени, поливают их водой, от чего распространяется пар, нагревающий жилье до того, что снимают одежду”.

Наши предки были очень чистоплотны. Тем более в сравнении с Европой, в которой даже в период Возрождения при дворах Парижа, Лондона, Мадрида и других столиц дамы пользовались не только парфюмерией – чтобы нейтрализовать неприятный “дух”, но и специальными вшеловками для ловки вшей на голове, а проблему выброса испражнений из окон на улицы города даже в начале 19 века рассматривал парламент Франции.

Дохристианское древнерусское общество было общинным, вечевым, где князь был подотчётен народному собранию – вече, которое могло утвердить передачу власти князя по наследству, а могло и переизбрать себе князя.

Древнерусский князь – это не император и даже не монарх, ибо над ним стояло вече, или народное собрание, которому он был подотчетен” – отметил И.Я. Фроянов.

Русский князь этого периода и его дружина не демонстрировала феодальных “гегемонских” признаков. Без учёта мнения авторитетнейших членов общества: глав родов, мудрых “дидов” и уважаемых военноначальников – решение не принималось. Хорошим примером этого был знаменитый князь Светослав. А.С. Иванченко в своём исследовании отмечает:

“…Обратимся к оригинальному тексту Льва Диакона… Встреча эта произошла у берега Дуная 23 июля 971 года, после того, как накануне Цимисхий запросил у Светослава мира и пригласил его к себе в ставку для переговоров, но тот ехать туда отказался… Пришлось Цимисхию , укротив свою гордыню, самому отправиться к Светославу.

Однако, мысля по-ромейски, император Византии желал, если не удалось воинской силой, то хотя бы пышностью своего облачения и богатством нарядов сопровождающей его свиты…  Лев Диакон:

Государь, покрытый парадными, золотой ковки, доспехами, подъехал верхом к берегу Истра; за ним следовали многочисленные сверкающие золотом всадники. Скоро показался и Святослав, переплывший реку в скифской лодке (это лишний раз подтверждает, что скифами греки называли русов).

Он сидел на веслах и греб, как все, ничем среди других не выделяясь. Внешность у него была такая: среднего роста, не очень большого и не очень малого, с густыми бровями, с голубыми глазами, с прямым носом, с бритой головой и с густыми длинными волосами, свисавшими с верхней губы. Голова у него была совсем голая, и только с одной её стороны свисал клок волос… Одежда на нём была белая, которая ничем другим, кроме заметной чистоты, не отличалась от одежд других. Сидя в лодке на скамье гребцов он поговорил немного с государём об условиях мира и уехал… Государь с радостью принял условия русов…”.

Имей Святослав Игоревич относительно Византии такие же намерения, как против Великой Хазарии, он без особых усилий уничтожил бы эту кичливую империю ещё во время своего первого похода на Дунай: четыре дня пути оставалось ему до Царьграда, когда синкель Феофил, ближайший советник византийского патриарха, пал перед ним на колени, запросив мира на любых условиях. И действительно Царьград платил дань Руси огромную”.

Подчеркну важное свидетельство – князь русов Светослав равный по своему статусу византийскому императору был одет как все его дружинники и грёб веслами вместе со всеми… То есть, на Руси в этот период общинный, вечевой (соборный) строй был основан на равенстве, справедливости и на учёте интересов всех его членов.

С учётом того, что на современном языке умников “социум” – это общество, а “социализм” – это строй учитывающий интересы всего общества или его большинства, то мы видим в дохристианской Руси пример социализма, причём как очень эффективного способа организации общества и принципов регуляции жизни общества.

История с приглашением на княжение Рюрика примерно в 859-862гг. также показывает устройство русского общества того периода. Познакомимся с этой историей и заодно выясним – кто же по национальности был Рюрик.

Издревле сложилось у русов два центра развития: южный – на южных торговых путях на реке Днепр город Киев и северный – на северных торговых путях на реке Волхов город Новгород.

Когда был построен Киев доподлинно неизвестно, как и многое в дохристианской истории Руси, ибо многочисленные письменные документы, летописи, в том числе и те, над которыми работал знаменитый христианский летописец Нестор, были уничтожены христианами с идеологических соображений после крещения Руси. Но известно, что Киев был построен славянами во главе с князем по имени Кий и его братьями Щеком и Хоривом. Была у них и сестра с красивым именем – Лыбедь.

Тогдашний мир вдруг узнал и заговорил о киевских князьях, когда 18 июня 860 года киевский князь Аскольд и его воевода Дир подошли с русским войском к столице Византии Царьграду (Константинополю) с моря на 200 больших ладьях и предъявили ультиматум, после чего неделю атаковали столицу мира.

В конце концов византийский император не выдержал и предложил огромную контрибуцию, с которой русы уплыли на Родину. Понятно, что главной империи мира могла противостоять только империя, и это была великая развитая славянская империя в виде союза славянских племен, а не дремучие варварские славяне, которых облагодетельствовали своим приходом цивилизованные христиане, как об этом пишут авторы книг даже в 2006-7 годах.

В этот же период на севере Руси в 860-х годах появился ещё один сильный князь – Рюрик. Нестор писал, что прибыл “князь Рюрик и его братья – с роды своими… те варяги назывались русью”.

“…Русский Старгород находился в районе теперешних западногерманских земель Ольденбург и Макленбург и примыкающего к ним балтийского острова Рюген. Именно там и находилась Западная Русь или Рутения. – объяснял в своей книге В.Н.Емельянов. – Что же касается варягов, то это не этноним, обычно ошибочно ассоциируемый с норманнами, а название профессии воинов.

Воины-наёмники, объединяемые под общим названием варяги, были представителями разных родов западнобалтийского региона. Западные русы тоже имели своих варягов. Именно из их числа и был призван родной внук новгородского князя Ростомысла – Рюрик, сын его средней дочери Умилы…

Он пришел в Северную Русь со столицей в Новгороде, так как мужская линия Ростомысла угасла ещё при его жизни.

Новгород к моменту прихода Рюрика и его братьев Санеуса и Трувора был древнее Киева – столицы Южной Руси – на века”.

“Новугородьци: ти суть людье ноугородьци – от рода варяжска…” – писал знаменитый Нестор, как видим, подразумевая под варягами всех северных славян. Как раз оттуда и начал править Рюрик, из расположенного севернее Ладограда (современная Старая Ладога), о чём и записано в летописи:

“И седее старейший в Ладозе Рюрик”.

Как утверждает академик В. Чудинов – земли сегодняшней северной Германии, на которых ранее жили славяне, называли Белой Русью и Рутенией, и соответственно славян – русами, рутенами, ругами. Их потомками являются и славяне-поляки, давно живущие на Одере, и берегах Балтики.

“…Ложь, направленная на кастрацию нашей истории, – это так называемая норманнская теория, по которой Рюрик с братьями веками упорно числятся скандинавами, а не западными руссами… – возмущался в своей книге В.Н. Емельянов.  А ведь имеется книга француза Кармье “Письма о севере”, изданная им в 1840 году в Париже, а затем в 1841 году в Брюсселе.

Этот французский исследователь, не имеющий, к нашему счастью, никакого отношения к спору антинорманистов с норманистами, во время посещения им Макленбурга, т.е. как раз той области, откуда был призван Рюрик, записал среди легенд, обычаев и обрядов местного населения также и легенду о призвании на Русь трёх сыновей князя славян-ободричей Годлава. Таким образом, ещё в 1840 году среди онемеченного населения Макленбурга бытовала легенда о призвании…”.

Исследователь истории древней Руси Николай Левашов в своей книге “Россия в кривых зеркалах” (2007 г.) пишет:

“Но, самое интересное в том, что даже фальшивку они не смогли сделать без серьёзных противоречий и пробелов. По “официальной” версии славяно-русское государство Киевская Русь, возникло в 9-10 веках и возникло сразу в готовой форме, со сводом законов, с довольно сложной государственной иерархией, системой верований и мифов. Объяснение этому в “официальной” версии весьма простое: “Дикие” славяне-русы пригласили к себе в князя Рюрика-варяга, якобы шведа, забыв о том, что в самой Швеции в то время никакого организованного государства ещё просто не было, а были только дружины ярлов, которые занимались вооружённым грабежом своих соседей…

К тому же, Рюрик никакого отношения к шведам не имел (которых, к тому же, называли викингами, а не варягами), а был князем из венедов и принадлежал к касте варягов профессиональных Воинов, изучавших искусство боя с детских лет. Рюрик был приглашен на княжение по существующим у славян в то время традиции выбирать на Вече наиболее достойного славянского князя себе в правители”.

Интересная дискуссия развернулась в журнале “Итоги” № 38 за сентябрь 2007 г. между мэтрами современной российской исторической науки профессорами А. Кирпичниковым и В. Яниным по поводу 1250-летия Старой Ладоги – столицы Верхней или Северной Руси. Валентин Янин:

давно уже неуместно рассуждать о том, что призвание варягов – это антипатриотический миф… При этом надо понимать, что до прихода Рюрика у нас уже существовала некоторая государственность (тот же старейшина Гостомысл был до Рюрика), благодаря чему варяг, собственно, и был приглашен местными элитами княжить.

Новгородская земля была местом жительства трёх племен: кривичей, словен и финно-угров. Сначала им владели варяги, которые хотели, чтобы им платили “по белке с каждого мужа”.

Возможно, именно из-за этих непомерных аппетитов их вскоре прогнали, и племена стали вести, так сказать, суверенный образ жизни, который до добра не довёл.

Когда между племенами начались разборки, решено было отправить послов к (нейтральному) Рюрику, к тем варягам, которые называли себя Русью. Проживали они на территории южной Балтики, северной Польши и северной Германии. Наши пращуры призвали князя оттуда, откуда многие из них и сами были родом. Можно сказать, они обратились за помощью к дальним родственникам…

Если исходить из реального положения дел, то до Рюрика элементы государственности среди упомянутых племен уже были. Посмотрите: Рюрику местная элита предписала, что он не имеет права собирать дань с населения, это могут делать только сами высокопоставленные новгородцы, а ему должны давать только дар за отправление им обязанностей, опять переведу на современный язык, наёмного менеджера. Весь бюджет также контролировался самими новгородцами…

К концу 11 века они вообще создали свою вертикаль власти – посадничество, которое затем сделалось главным органом вечевой республики. Кстати, я думаю, не случайно Олег, ставший после Рюрика новгородским князем, не захотел здесь задерживаться и направился в Киев, где уже стал безраздельно властвовать”.

Рюрик умер в 879 году, и его единственный наследник Игорь был ещё очень юн, поэтому Русь возглавил его родственник Олег. В 882 Олег решил захватить власть во всей Руси, что означало объединение Северной и Южной частей Руси под его властью, и двинулся военным походом на юг.

И взяв приступом Смоленск, Олег двинулся на Киев. Олег выдумал хитрый и коварный план – он с воинами под видом большого торгового каравана приплыл по Днепру к Киеву. И когда встретить купцов вышли на берег Аскольд и Дир, то Олег с вооруженными войнами выскочили из ладей и, предъявив Аскольду претензию – что он не из княжеской династии, убил обоих. Таким коварным и кровавым способом Олег захватил власть в Киеве и таким образом объединил обе части Руси.

Благодаря Рюрику и его последователям Киев становился центром Руси, в которую входили многочисленные славянские племена.

“Конец 9, 10 век характеризуются подчинением древлян, северян, радимичей, вятичей, уличей и других союзов племён Киеву. В результате под гегемонией Полянской столицы сложился грандиозный “союз союзов”, или суперсоюз, охвативший территориально почти всю Европу.

Киевская знать, поляне в целом использовали эту новую политическую организацию как средство для получения даней…” – отметил И.Я.Фроянов.

Соседние с Русью угры-венгры очередной раз двинулись через славянские земли в сторону былой Римской империи и по дороге попытались захватить Киев, но не получилось и, заключив в 898г. союзный договор с киевлянами, двинулись в поисках военных приключений на запад и дошли до Дуная, где и основали Венгрию, которая сохранилась и до наших дней.

А Олег, отразив нападение угров-хунов, задумал повторить знаменитый поход Аскольда на Византийскую империю и стал готовиться. И в 907 году состоялся знаменитый второй поход русов во главе с Олегом на Византию.

Огромное русское воинство двинулось опять на ладьях и сушей на Царьград – Константинополь. На этот раз византийцы, наученные предыдущим горьким опытом, решили быть умнее – и умудрились перетянуть вход в бухту у столицы огромной толстой цепью, чтобы помешать входу русского флота. И помешали.

Русы на это посмотрели, высадились на сушу, поставили ладьи на колёса (катки) и под их прикрытием от стрел и под парусами пошли в атаку. Потрясенный необычным зрелищем и напуганный византийский император со своим окружением запросил мира и предложил выкупиться.

Возможно, с тех пор и пошло крылатое выражение о достижении цели любыми путями: “не мытьём, – так катаньем”.

Загрузив на ладьи и телеги огромную контрибуцию, русы потребовали и выторговали себе ещё беспрепятственный доступ русских купцов на византийские рынки и редчайший эксклюзив: беспошлинное право торговли русских купцов на всей территории Византийской империи.

В 911 году обе стороны этот договор подтвердили и пролонгировали в письменной форме. И на следующий год (912) Олег передал правление процветающей Руси Игорю, который женился на псковянке Ольге, перевозившей некогда его на лодке через реку у Пскова.

Игорь удержал Русь в целостности и смог отразить опасный набег печенегов. И судя по тому, что Игорь в 941 году двинулся третьим военным походом на Византию, то можно догадаться, что Византия перестала соблюдать договор с Олегом.

На этот раз византийцы приготовились основательно, цепи вешать не стали, а додумались забросать русские ладьи сосудами с горящим маслом (“греческий огонь”) из метательных орудий. Этого русские не ожидали, растерялись, и, потеряв много судов, высадились на сушу и устроили жестокую сечу. Константинополь не взяли, понесли серьёзный урон и затем в течение полугода злые возвращались домой с различными приключениями.

И тут же стали готовиться более основательно к новому походу. И в 944 году в четвёртый раз двинулись на Византию. На этот раз византийский император, предчувствуя беду, на полпути запросил мир на выгодных для русов условиях; те согласились и гружёные византийским золотом и тканями вернулись в Киев.

В 945 году во время сбора дани Игорем с дружиной у древлян произошёл какой-то конфликт. Славяне-древляне во главе с князем Малом решили, что Игорь с дружиной переборщил в требованиях и сотворил несправедливость, и древляне убили Игоря и перебили его дружинников. Овдовевшая Ольга направила к древлянам большое войско и люто отомстила. Русью стала править княгиня Ольга.

Со второй половины 20-го века в распоряжение исследователей стали поступать новые письменные источники ― берестяные грамоты. Первые берестяные грамоты были найдены в 1951 г. в ходе археологических раскопок в Новгороде. Уже обнаружено около 1000 грамот. Общий объём словаря берестяных грамот составляет более 3200 слов. География находок охватывает 11 городов: Новгород, Старая Русса, Торжок, Псков, Смоленск, Витебск, Мстиславль, Тверь, Москва, Старая Рязань, Звенигород Галицкий.

Самые ранние грамоты относятся к 11-му веку (1020 год), когда указанная территория ещё не была христианизирована. К этому периоду относятся тридцать грамот, найденных в Новгороде, и одна ― в Старой Руссе. До 12-го века ни Новгород, ни Старая Русса ещё не были крещены, поэтому имена людей, встречающиеся в грамотах 11-го века, языческие, то есть настоящие русские. К началу 11-го века, население Новгорода переписывалось не только с адресатами, находящимися внутри города, но и с теми, кто был далеко за его пределами — в деревнях, в других городах. Даже деревенские жители из самых отдалённых деревень писали на бересте хозяйственные поручения и простые письма.

Именно поэтому, выдающийся лингвист и исследователь новгородских грамот академия А.А.Зализняк утверждает, что

«эта древняя система письма была очень распространённой. Эта письменность была распространена по всей Руси. Прочтение берестяных грамот опровергло существовавшее мнение о том, что в Древней Руси грамотными были лишь знатные люди и духовенство. Среди авторов и адресатов писем немало представителей низших слоев населения, в найденных текстах есть свидетельства практики обучения письму — азбук, прописей, числовых таблиц, “проб пера”».

Писали шестилетние дети — «есть одна грамота, где, вроде бы, некоторый год обозначен. Писал его шестилетний мальчик». Писали практически все русские женщины — «сейчас мы совершенно точно знаем, что значительная часть женщин и читать, и писать умела. Письма 12 в. вообще в самых разных отношениях отражают общество более свободное, с большим развитием, в частности, женского участия, чем общество ближе к нашему времени. Этот факт вытекает из берестяных грамот совершенно ясно». О грамотности на Руси красноречиво говорит тот факт, что «картина Новгорода 14 в. и Флоренции 14 в., по степени женской грамотности — в пользу Новгорода».

Специалисты знают, что Кирилл и Мефодий изобрели глаголицу для болгар и в Болгарии провели всю свою оставшуюся жизнь. Письмо, называемое «кириллицей», хоть и имеет схожесть в названии, но ничего общего с Кириллом не имеет. Название «кириллица» происходит от обозначения письма — русское «каракули», или, например, французское «ecrire». И найденная при раскопках Новгорода дощечка, на которой писали в древности, называется «кера» (сеrа).

В «Повести временных лет», памятнике начала 12-го века, о крещении Новгорода сведений нет. Следовательно, новгородцы и жители окрестных сёл писали за 100 лет до крещения этого города, и досталась письменность новгородцам отнюдь не от христиан. Письменность на Руси существовала задолго до христианства. Доля нецерковных текстов в самом начале 11-го века составляет 95 процентов всех найденных грамот.

Тем не менее, для академических фальсификаторов истории долгое время являлась основополагающей версия о том, что русский народ обучался грамоте у пришлых священников. У чужеродцев! Помните, мы с вами уже обсуждали такую тему: Когда наши предки вырезали на камне руны, славяне уже писали друг другу письма»

Но в своём уникальном научном труде «Ремесло Древней Руси», выпущенном ещё в 1948 году, археолог академик Б.А.Рыбаков опубликовал такие данные: 

«Существует укоренившееся мнение, что церковь была монополистом в деле создания и распространения книг; мнение это усиленно поддерживалось самими церковниками. Верно здесь лишь то, что монастыри и епископские или митрополичьи дворы были организаторами и цензорами книжного списания, выступая нередко в роли посредников между заказчиком и писцом, но выполнителями зачастую оказывались не монахи, а люди, не имевшие никакого отношения к церкви.

Мы произвели подсчёт писцов в зависимости от их положения. Для домонгольской эпохи результат был таков: половина книжных писцов оказалась мирянами; для 14 — 15 вв. подсчёты дали следующие результаты: митрополитов — 1; дьяконов — 8; монахов — 28; дьяков — 19; попов- 10; «рабов божьих»-35; поповичей-4; паробков-5. Поповичей нельзя считать в разряде церковников, так как почти обязательная для них грамотность («попов сын грамоте не умеет ― изгой») не предрешала ещё их духовной карьеры. Под расплывчатыми наименованиями вроде «раб божий», «грешник», «унылый раб божий», «грешный и дерзый на зло, а на добро ленивый» и т.п., без указания на принадлежность к церкви, мы должны понимать светских ремесленников. Иногда встречаются более определенные указания «Писал Евстафие, мирской человек, а прозвище ему Шепель», «Овсей распоп», «Фома писец». В таких случаях у нас уже не остаётся сомнений в «мирском» характере писцов.

Всего по нашему подсчёту 63 мирянина и 47 церковников, т.е. 57% ремесленников-писцов не принадлежало к церковным организациям. Основные формы в изучаемую эпоху были те же, что и в домонгольскую: работа на заказ и работа на рынок; между ними существовали различные промежуточные стадии, характеризовавшие степень развитости того или иного ремесла. Работа на заказ характерна для некоторых видов вотчинного ремесла и для отраслей, связанных с дорогим сырьём, как, например, ювелирное дело или литьё колоколов».

Эти цифры академик привёл для 14 — 15 вв., когда уже, по повествованиям церкви, она служила, чуть ли не кормчим для многомиллионного русского народа. Интересно было бы посмотреть на загруженного, одного единственного митрополита, который вместе с совершенно ничтожной кучкой грамотных дьяконов и монахов обслуживал почтовые нужды многомиллионного русского народа из нескольких десятков тысяч русских деревень. Кроме этого, этот митрополит и К° должны были обладать многими поистине чудесными качествами: молниеносной скоростью письма и перемещения в пространстве и времени, умением одновременно находиться сразу в тысячах мест и так далее.

Но не шуточный, а реальный вывод из данных, приведённых Б.А. Рыбаковым, следует такой, что церковь никогда не являлась на Руси местом, из которого проистекало знание и просвещение. Поэтому повторим, другой академик РАН А.А. Зализняк констатирует, что «картина Новгорода 14 в. и Флоренции 14 в. по степени женской грамотности — в пользу Новгорода». Зато церковь к 18-му веку привела русский народ в лоно безграмотной тьмы.

Рассмотрим другую сторону жизни древнерусского общества до прихода на наши земли христиан. Она касается одежды. Историки привыкли нам рисовать русских людей одетыми исключительно в простые белые рубахи, иногда, правда, позволяя себе сказать, что эти рубахи были украшены вышивками. Русские представляются такими нищими, едва способными одеться вообще. Это очередная ложь, распространяемая историками о жизни нашего народа.

Для начала напомним, что первая в мире одежда была создана более 40-ка тысяч лет назад именно на Руси, в Костёнках. А, например, на стоянке Сунгирь во Владимире уже 30 тысяч лет назад люди носили кожаную куртку из замши, отделанную мехом, шапку-ушанку, кожаные штаны, кожаные сапоги. Всё было украшено различными предметами и несколькими рядами бус Умение делать одежду на Руси, естественно, сохранилось и развилось до высокого уровня. И одним из важных материалов одежды для древних Русов стал шёлк.

Археологические находки шёлка на территории Древней Руси 9 — 12-го века обнаружены более чем в двухстах пунктах. Максимальная концентрация находок — Московская, Владимирская, Ивановская и Ярославская области. Как раз в тех, в которых в это время наблюдался подъём населения. Но эти территории не входили в Киевскую Русь, на территории которой, напротив, находки шёлковых тканей весьма малочисленны. По мере удаления от Москвы — Владимира — Ярославля плотность находок шёлка вообще стремительно падает, и уже в европейской части они единичны.

В конце 1-го тысячелетия н.э. в Московском крае жили вятичи и кривичи, о чём свидетельствуют группы курганов (у станции Яуза, в Царицыне, Чертанове, Конькове. Дереалёве, Зюзине, Черемушках, Матвеевском, Филях, Тушине и др.). Вятичи составили и первоначальное ядро населения Москвы.

По разным источникам Князь Владимир крестил Русь, вернее – начал крещение Руси в 986 или 987 году. Но христиане и христианские церкви были в России, конкретно в Киеве задолго до 986 года. И дело было даже не в терпимости славян-язычников к другим вероисповеданиям, а в одном важном принципе – в принципе свободы и суверенности решения каждого славянина, для которого не было хозяев, он сам для себя был царь и имел право на любое решение не противоречащее обычаям общины, поэтому никто не вправе был его критиковать, попрекать или осуждать, если решение или поступок славянина не наносил вред общине и её членам. Ну а дальше уже началась история Крещенной Руси …

 

источники

За основу взяты исследования нашего современного учёного из Санкт-Петербурга Игоря Яковлевича Фроянова, у которого ещё в СССР в 1974 году вышла монография под названием “Киевская Русь. Очерки социально-экономической истории”, затем было опубликовано много научных статей и издано немало книг, а в 2007 году вышла его книга “Загадка крещения Руси”. 

 А.А.Тюняев, академик АФН и РАЕН 

Категория: Тайны истории | Просмотров: 2304 | Добавил: LEXX | Рейтинг: 5.0/3
Всего комментариев: 19
+2   Спам
1 zvezdo4et   (26.09.2015 16:49)
Отдельной темой для дискуссии мог бы стать вопрос о происхождении письменности Древней Руси. Обилие фактов её существования в дохристианский период признаётся даже официальной наукой. Однако эти свидетельства настолько разнородны, фрагментарны и противоречивы, что нельзя с уверенностью говорить об исконно русской УНИФИЦИРОВАННОЙ системе письменной речи. Подогнать её под один общепризнанный образец не представляется возможным. Да, о ней упоминают летописи: в самых ранних из них имплицитно заложены более древние ПИСЬМЕННЫЕ источники, не дошедшие до наших дней. Записки арабских и европейских путешественников содержат сведения о древних надписях. В частности, в "Книге росписи наукам" арабского учёного Ибн-эль-Недима можно найти один из таких образцов. Конечно, ксероксов тогда не было :), и учёный стилизовал надпись под арабское письмо, "благодаря" чему она до сих пор не расшифрована.

Для любителей пошуршать страницами "выдержанных" книг могу порекомендовать вот этот труд: Гаркави А.Я., Сказания мусульманских писателей о славянах и русских (с половины VII века до конца X века по р.х.). - СПб,1870.

+3   Спам
5 Slycat   (26.09.2015 19:22)
Происхождение письменности? Сравните хотя бы русские руны и санскрит. Да даже не руны и не писание, а просто разговорный. Иногда бывают случаи, что и переводить не надо. Довольно много схожих слов - реально много)) Притом наши слова имеют смысл и корень, который упирается в другое слово, или знание, в санскрите такого нет (У них сборное) - можно сделать вывод, что санскрит пошел от нашего языка. Но это не прямое доказательство, а так, инфа для размышления)

+3   Спам
8 zvezdo4et   (27.09.2015 00:24)
Уважаемый Slycat, теория, представленная Вами, вызывает глубочайшее любопытство у всех, кто знаком с языкознанием. Она настолько же провокационна, как и, допустим, теории происхождения человека, идущие вразрез с классическим (и для многих академиков комфортным, как домашние тапочки) дарвинизмом. Альтернативная наука чрезвычайно привлекательна, она в известной степени является движущей силой прогресса, её опережающие своё время идеи и турбулентная, вечно живая, пытливая мысль вращают колесо человеческих поисков. Однако она потому и называется альтернативной, что обладает, наряду со всеми своими достоинствами, меньшей доказательной базой. Теория, сторонником которой Вы являетесь, не просто альтернативная. Корни этого дерева проникают гораздо глубже. Я попытаюсь сейчас объяснить почему.
На занятиях по истории русского языка студенты филфака часто занимаются этимологической реконструкцией (этимология – это наука о происхождении слов), восстанавливая общеиндоевропейскую основу. Ту, которая ведёт к истокам огромной семьи всех индоевропейских языков (сюда входят такие группы, как славянская, иранская, индийская, балтийская, германская, романская, кельтская, греческая, албанская и армянская, не считая вымерших анатолийской и тохарской). Как проводится реконструкция? Берёте слово и начинаете поиски его первичной формы и значения, используя разнообразные методы. Обязательным условием здесь является постепенное снятие позднейших исторических изменений (так повар постепенно срезает капустные листья, обнажая сердцевину овоща). Изменений фонетических, морфологических и т.д. Допустим, зная процессы редукции и палатализации, легко объяснить, почему слова «начало» и «конец», «бык» и «пчела», «невеста» и «ведьма» являются однокоренными. То есть сравнительно-исторический метод, который студенты используют, убедительно доказывает тот факт, что индоевропейская основа действительно имеет место быть.
А вот с этого момента начинается всё самое интересное. Головная боль для западноевропейских учёных. А что, если…
А что, если в глубокой древности существовал язык-предтеча, истоки которого не в Индии, а на территории Русской равнины? Значит, получается, что название «индоевропейская семья» некорректно? И его надо заменить словосочетанием «языки русской группы»? Ведь некоторые учёные считают этот термин всего лишь «иудо-протестантской» версией. Термин «индоевропейские языки» был введён в употребление английским учёным Томасом Янгом в 1813 году. Начало 19 века… Расцвет масонства и квазипротестантства, распространявшего ветхозаветную версию истории. Думаем – и приходим к выводу об информационной дискриминации. Пожалуй, дальше продолжать не стоит. И так всё понятно. «Если звёзды зажигают, значит, это кому-нибудь нужно…»

+2   Спам
9 Slycat   (27.09.2015 09:59)
"Думаем – и приходим к выводу об информационной дискриминации."

- Чем глубже копаешь, тем шире глаза открываются)) Спасибо за столь полный и полезный ответ)

А почему вам не нравится дарвинизм? К примеру, недавно, тут, была тема про геном человека, так вот эта наука прямо указывает на эволюцию (Конечно для тех, кто знаком с трудами ученых) Там другой вопрос - а человек также участвует в этой эволюции? Так как по информации ДНК, мы также могли произойти из дерева, или там банана)Своего рода программный код, который может сам себя мутировать - это закон природы, так идет надстройка.

А вот человек, по мнению тех же ученых - идеален во всем. А знаете почему? Он может сделать из себя любое существо. (пластилин)В Африке есть племена, где один человек,бегает за своей жертвой (диким животным), пока то не устанет. Бывали случаи огромного проявления силы (как ударной, так и подъемной), есть док подтверждения телекинеза, неимоверной скорости и так далее.Обладает всеми качествами, кроме жабр и крыльев. (Да и то есть левитация и задержание дыхания на большое время)

Если человека взрастили собаки - он будет собакой, если еноты - енотом. Животные в любых обстоятельствах остаются собой - вот где генная память, а где она у человека?

Вопрос риторический, можете не отвечать на него)

+1   Спам
10 zvezdo4et   (27.09.2015 13:32)
Slycat, благодарю Вас за ответ. Конечно же, я не против митохондриальной Евы или молекулярно-биологического Адама. Но дело не в этом. Я просто считаю, что чистые, беспримесные теории губительны для человеческого ума. «Всё течёт, всё меняется…» Тот же дарвинизм, к счастью, давно уже не существует в своём первозданном виде.
Человек, как и всё живое (а всё, извините за тавтологию, что нас окружает, – живое), – это открытая, саморазвивающаяся система. Поэтому – да, мне нравится Ваше сравнение с пластилином, оно очень точное.
Меня никогда не покидало ощущение недосказанности в науке. Кем были Адам и Ева на самом деле? Обезьянами? Земноводными? Инопланетянами?..
Можно задать Вам вопрос? Помните, Вы утверждали, что 1) у животных нет души; 2) если с кошкой, собакой и другими домашними животными разговаривать, считать их членами семьи, относиться к ним как к людям, то в следующей жизни у них появится примитивная душа? Откуда же взялась душа у человека, если он произошёл от бездушного животного? А если она появилась, как у домашних питомцев из пункта 2, то кто это заинтересованное лицо, которое увидело в диком животном скрытый потенциал и дало ему развиться? Я не сторонница чистого креационизма и не проповедую божественный замысел. Просто интересно знать Ваше мнение. Как и Вы, Slycat, я ни на секунду не прекращаю свои поиски истины. Что такое эволюция души? Что такое душа? Для чего мы живём? Я не знаю ответов на эти вопросы. А Вы?..

+2   Спам
11 Slycat   (27.09.2015 18:34)
Я вроде, если не ошибаюсь, отвечал на этот вопрос вам)

Я ничего нового не скажу, эта информация есть даже в черных сектах, но я излагаю от памяти северных предков (сам просто с севера), все просто и не надо ничего мудрить:

"Откуда же взялась душа у человека, если он произошёл от бездушного животного?"
-спорный вопрос, что от животного)

Человек существо с частичкой бога, поэтому и обладает свойствами бога, почему бы ему не зародить маленькую душу в животном, у которого появится шанс стать Человеком. Весь мир создан под каждого, но всё же, все мы переплетаемся.

Другие вопросы:
-нет эволюции души, у каждого есть шанс вернуться.
-Душа это начало всех энергий.
-Что бы вернуться домой

Думаю я ответил на все вопросы)Принять, или не принять - дело каждого)

+3   Спам
12 zvezdo4et   (27.09.2015 19:35)
Спасибо smile Буду размышлять над Вашими ответами. Может быть, для того, чтобы принять их, кому-то потребуется одна ночь, а кому-то - одна жизнь.

+1   Спам
13 Slycat   (28.09.2015 10:26)
"Я не сторонница чистого креационизма и не проповедую божественный замысел."

-а в этой проповеди нет ничего плохого, вот на соседнем форуме, есть человек с ником Malavanich, вы его встречали. Я с ним не полностью согласен,он выступает со стороны православия - я не вижу в его словах ничего плохого - только положительные моменты. Отрицание - оно всегда от чрезмерного ума. Люди думают головой, а надо чувствовать. Вот он чувствует, а к каким знаниям, или псевдознаниям он принадлежит не имеет значения.

В этих поисках можно провести всю жизнь и не достигнуть, даже простого понимания. Вся информация внутри, искать ее надо там. Снаружи только инструмент для входа.

+2   Спам
2 zvezdo4et   (26.09.2015 17:13)
Исследователям, которые восстанавливают историю по её крошечным обрывкам, многочисленным известным и неизвестным учёным, любознательным и беспристрастным летописцам, благодаря которым наша истинная история не канула в Лету, посвящаю отрывок чужого стихотворения. Его автор - грузинский поэт М.Г.Квливидзе.

Я склеиваю документы,
разорванные обстоятельства,
сердца и надежды сломленные,валящиеся в пыли.
Всё то,что другие предали,
разбили и разбазарили,
все то, что они искромсали, до гибели довели...
Я склеиваю историю,
как будто охранную грамоту,
кровинку с кровинкой склеиваю,
скрепляю со стоном стон...
Подобно седому, усталому,
состарившемуся Гамлету,
я склеиваю разорванную,
но вечную связь времен!

+3   Спам
3 Slycat   (26.09.2015 19:09)
“Новугородьци: ти суть людье ноугородьци – от рода варяжска…” – писал знаменитый Нестор, как видим, подразумевая под варягами всех северных славян.

-Позволю себе предположить, что Корелы и Поморы, как бы там не говорили, появились задолго до войска Варягов и не имеют к ним никакого отношения, это можно проследить по культуре, живописи и передачи знаний. Но если кто то не согласен, я не буду спорить)

Если эту статью показать современному историку, то будет море смеха - мне всегда забавно над этим наблюдать.

Хотелось бы добавить к этой статье авторов, которые писали историю Руси:
Коль Петер, Фишер Иоганн Эбергард, Крамер Адольф Бернгард, Лоттер Иоганн Георг, Леруа Пьер-Луи, Мерлинг Георг, Брем Иоганн Фридрих, Таубер Иоганн Гаспар, Крузиус Христиан Готфрид, Модерах Карл Фридрих, Стриттер Иоган Готгильф, Гакман Иоганн Фридрих, Буссе Иоганн Генрих, Вовилье Жан-Франсуа, Клапрот Генрих Юлиус, Герман Карл Готлоб Мельхиор, Круг Иоганн Филипп, Лерберг Август Христиан, Келер Генрих Карл Эрнст, Френ Христиан Мартин, Грефе Христиан Фридрих, Шмидт Иссак Якоб, Шенгрен Иоганн Андреас, Шармуа Франс-Бернар, Флейшер Генрих Леберехт , Ленц Роберт Христианович, Броссе Мари-Фелисите, Дорн Иоганн Альбрехт Бернгард, Г.Ф. Миллер, А.Л. Шлёцер, Г.З. Байер.
-это для тех, кто не может поверить в глобальные заговоры)

Еще меня всегда удивляет, что дохристианскую Русь называют языческой. Язычниками на Руси называли тех, кто искажал Первоязык. Все знания предков хранились в нем, кстати в современном русском словаре, есть почти все слова Первоязыка.

Тема очень интересная, но к сожалению практически стертая из памяти. Современным, нормальным ученым, только и остается собирать по крупицам и создавать примерную историю предков.

+2  
4 Pacak   (26.09.2015 19:21)
Вы хотите сказать , что историю Руси переписали европейские историки? А современную историю уже американские, ИМХО.

+3   Спам
6 Slycat   (26.09.2015 19:25)
Согласен)

+3  
7 LEXX   (26.09.2015 19:51)
Кто то сомневался? А историю сильно переписали иноземцы при царе нашем батюшке Петре I Великом

-2   Спам
14 1963bo   (29.09.2015 14:33)
Бесконечная история,кто лучше, а кто хуже. Ясно одно крепче славянского братства ничего нет. biggrin :D :D.Кто только нами не правил и норманы и татары и немцы и грузины и евреи, а мы настолько духовные ,что каждому свой зад готовы подставлять - красота да и только.

+1  
15 Pacak   (29.09.2015 18:51)
Заминусовали хлопца :), плюсану только за "славянское братство", а в остальном Вы не правы. Не расстраивайтесь, Вы же не виноваты, что учителя по истории такие были.

+1  
16 LEXX   (29.09.2015 19:12)
Цитата
Заминусовали хлопца


что большая редкость на нашем сайте wacko

17 1963bo   (30.09.2015 09:50)
Все понял, я не из вашей секты.Сори

+2   Спам
18 zvezdo4et   (30.09.2015 10:57)
Здесь нет никакой секты smile Все мы - участники одного большого диалога. Поэтому не обижайте других - и никто не будет обижать Вас. Проще говоря, прежде, чем зайти на этот сайт, вытирайте ноги. Если Вы пришли с добрыми намерениями, то добро пожаловать! smile

+2  
19 LEXX   (30.09.2015 23:09)
1963bo, иногда лучше молчать, чем говорить.

Не можете профессионально дискутировать, зачем встревать? Но этот ваш стиль я ещё по Паранормалу знаю, так что не удивлён.

Говорите конструктивно, тогда - вэлкам

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]